Часть полного текста документа:Памятники транспорта Москвы В.В.Филимонов, архитектор Памятники городского транспорта - малоизвестные объекты московской архитектуры. Временем их рождения можно считать конец Х1Х века, когда рост территории города в сочетании с научно-техническим прогрессом привели к появлению новых средств передвижения - конно-железных дорог и городских электрических железных дорог. Кареты и другие конные экипажи уступили место вагонам конки и трамваям, существенно изменившим облик московских улиц, а городские железные дороги стали фактором градостроительства, породив неизвестные прежде типы сооружений - павильоны на трамвайных остановках, электрические подстанции, трамвайные депо и ремонтные мастерские. Все связанные с городским транспортом коммуникации и здания проектировались как единое целое с учетом особенностей застройки столицы, для чего был создан "Проект электрификации городских железных дорог Москвы". К 1912 году вошли в строй комплексы, обслуживающие трамвайные пути: Центральная электрическая станция, девять ее подстанций в разных частях города, семь трамвайных парков, Центральные ремонтные мастерские. Каждое сооружение разрабатывалось коллективом авторов, учитывавших его функциональное назначение и особенности окружающей застройки. Потому многие расположенные в центре города здания созданы в неорусском стиле, а объекты на обустраиваемых окраинах - в модном тогда стиле модерна, позже - неоклассицизма. Наибольший интерес представляет Центральная электрическая станция трамвая на Винно-соляном дворе в Замоскворечье (1904-1907 годы, архитектор В.Н.Башкиров). Огромное здание своими килевидными фронтонами вторило византийским очертаниям белокаменного храма Христа Спасителя на противоположном берегу Москвы-реки. Над крышей электростанции возвышалась башня-колокольня, созданная в соответствии со сложными силуэтами окружающей застройки. Архитектор очень деликатно использовал здесь и формы церковного зодчества.Не менее интересна Сокольническая электрическая подстанция трамвая (1910 год, архитекторы М.К.Геппенер и А.Ф.Мейснер), напоминающая средневековый замок с зубчатыми завершениями, узкими окнами-бойницами и стрельчатыми арками. Элемент стилизаторства присутствует и в здании Мещанской подстанции (1907 год, архитектор Н.Н.Сычков). Ее декоративные детали и особенно вертикаль с ложным киотом напоминают об абрамцевских часовнях. Через пять лет этот архитектор строит еще одно здание трамвайной подстанции - Рогожской (в районе двухэтажных купеческих особняков). После недавней реставрации оно достойно смотрится в ансамбле новой пешеходной зоны Москвы - Школьной улицы. Среди трамвайных депо следует выделить Бутырское (отсюда в 1899 году вышел первый электрический трамвай). В его зданиях ярче всего отразились особенности транспортной архитектуры того времени - с характерными элементами декора в красно-белой гамме. Конструкции перекрытия "вагонного сарая" разработал знаменитый инженер В.Г.Шухов. Не менее характерно по своей архитектуре и старейшее в Москве и самое крупное (целый квартал на Лесной улице) предприятие городского транспорта - Миусский конно-железнодорожный парк. Первые вагоны конки вышли из его ворот в 1874 году, позже здесь располагалось трамвайное депо, а сейчас - троллейбусный парк. ............ |