Часть полного текста документа:Пантелеймон Романов Романов Пантелеймон Сергеевич (1884-) - советский писатель. Р. в семье мелкого помещика. Печатается с 1911. В своих ранних произведениях Р. выступает как эпигон дворянско-поместной литературы. Они изобилуют заимствованиями из классиков. Первая крупная повесть Романова "Детство" написана под сильным влиянием "Детства и отрочества" Л. Толстого. Усадебные мотивы этой повести и намеченный в ней образ "кающегося дворянина" получили широкое развитие в центральном произведении Р. романе "Русь" (1926), задуманном автором как монументальная эпопея. Однако в трех вышедших частях, охватывающих лето 1914 и начало мировой войны, показаны лишь кризис и разложение довоенного поместья и совершенно оставлены в тени силы, подготовившие революцию. Понимая историческую обреченность дворянства, Р. изображает в комических тонах фигуры никчемных последышей поместного дворянства, безвольных или сознательно беспринципных бездельников. Но в то же время автор грустит об ушедшей старине. С большой теплотой изображены у него праздничные стороны старого барского быта, традиционный возвышенный образ дворянской Девушки, усадебный пейзаж проникнут лиризмом в духе классической дворянской литературы. Крестьянство же, взятое в момент предреволюционного брожения, показано в "Руси" как косная, ленивая и тупо-стадная масса, неспособная ни на какое организованное действие. С 1918 Р. пишет множество мелких комических рассказов. Герои этих миниатюр - крестьянская масса или городские обыватели, обрисованные в ракурсе беглой зарисовки (излюбленные места действия - вокзал, вагон, очередь и т. п.). Сюжетами их послужили гл. обр. многообразные курьезы быта первых лет революции. Благодаря острой наблюдательности автора и выразительности комических зарисовок новеллы эти пользовались в свое время широкой популярностью; взятые же вместе, они дают резко-однобокое изображение масс; в комических эпизодах Р. неизменно подчеркивает тупость, косность, непроходимую некультурность крестьянства и городских обывателей, непонимание совершающихся событий, шкурный страх каждого за себя. Особенно характерен повторяющийся сюжет о стадном коллективе, где все дружно выполняют противоположное тому, что решили сделать, - из-за боязни каждого в отдельности остаться в дураках ("Дружный народ", "Верующие", "Значок", "Синяя куртка", "Плохой человек"). В целом рассказы Р. проникнуты духом неверия в революционные и творческие силы масс. С 1927 Р. переходит к темам из жизни городской интеллигенции. Особенную известность приобрели рассказы Р. на "половые" темы, в которых патетическая скорбь "бывших людей" об утраченной "поэзии" любовных отношений и возмущение эксцессами полового анархизма и упрощенчества современной молодежи ("Без черемухи", "Суд над пионером", 1927) сочетаются с повышенным интересом к острым ощущениям, к легким связям ("Белые цветы", "Неотправленное письмо", "Один час", "Весна" и др.). С задачей разоблачения пошлости Р. не справился, и его многочисленные перепевы пошлых любовных коллизий большей частью удовлетворяют запросы обывательских слоев читателей. Многократно повторяется и варьируется у Р. эпопея интеллигента-приспособленца ("Право на жизнь", 1927, "Огоньки", "Актриса", "Товарищ Кисляков", 1931). Здесь, как и в рассказах на "половые" темы, Р., пытаясь поставить вопрос об интеллигенции вообще как цельном классе, неизменно выводит лишь представителей обывательских, далеких от пролетариата слоев интеллигенции. ............ |