Часть полного текста документа:Парадоксы и магия денег За абстрактными бумажками и монетами всегда стоит нечто большее: представление об успехе и неудаче, самостоятельности и зависимости. Кроме запаха, деньги имеют разный смысл и значение, которые радикально влияют на их количество и качество использования. Яна Дубейковская Парадоксы денег Деньги - универсальный эквивалент. Эта характеристика денег выражена фразой "деньги не пахнут". Однако их универсальность состоит и в том, что за абстрактными бумажками и металлическими кружочками всегда стоит нечто большее. А именно представление о богатстве и нищете, успехе и неудаче, свободе и необходимости, самостоятельности и зависимости. Универсальность денег приобретает конкретные черты в рамках различных социальных систем, деньги становятся символом различных ценностей. Деньги, богатство могут быть эквивалентом трудозатрат, профессионализма, хитрости, влияния или страха. Деньги "пахнут" по-разному в различных обществах, трудовых коллективах и семьях, но, кроме запаха, они имеют разный смысл и символическое значение, которые радикальным образом влияют как на их количество, так и на "качество" их использования. О роковой роли денег в производственных отношениях мы и поговорим далее. Может быть, в силу того, что деньги являются одним из самых ярких пересечений психической и объективной реальности, природа их парадоксальна. Парадокс 1. Денег много не бывает Во-первых, этот парадокс выражает закон возрастания потребностей: какими бы финансовыми возможностями ни обладал человек, его потребности всегда будут больше. Те случаи, когда новые финансовые возможности не приводят к видимым изменениям в образе жизни, новым приобретениям или инвестиционным проектам, значат лишь то, что у их владельца доминирующей потребностью является накопление (за этим могут скрываться такие психологические мотивы, как повышенная тревожность и желание ощущать тайную значимость). Во-вторых, здесь выражена коренная черта российской экономической психологии - желание избавляться от денег. Жизнь без денег, пропагандируемая как составляющая коммунистического мироустройства или как политика "жизни в долг", бессознательно очень близка русской психологии. Деньги как будто бы "жгут карман" соотечественников, и если не уходят на раздачу долгов, то часто тратятся совершенно нерациональным образом. Многие деньги - многие печали, и умножающий деньги умножает и скорбь - записано в Библии русской души. Люди, у которых есть деньги, воспринимаются как "чужаки" и преступники, нарушающие ключевой закон "денег много не бывает". Парадокс 2. Деньги - самое виртуальное из всего реального и самое реальное из всего виртуального Для личной психологии деньги становятся объективным фактором. Систематическое занятие аутотренингом "сегодня я стану богатым" далеко не всегда приводит к появлению реальных денег. Для кадрового менеджмента, напротив, отношение персонала к деньгам становится тем подводным камнем, который превращает плавное плановое течение корпоративной реки в бурный неуправляемый поток. В качестве примера к этому тезису можно привести узнаваемую ситуацию, когда доминирующей фантазией человека становится планирование трат в модальности "вот получу я зарплату и...". ............ |