Часть полного текста документа:Паровой броненосный и миноносный флот В.Н. Краснов кандидат военно-морских наук, капитан 1 ранга, А.А. Шитиков кандидат технических наук, лауреат Государственной премии, вице-адмирал В эпоху парового флота летопись замечательных русских морских экспедиций с научными целями была, после многолетнего перерыва, продолжена трехгодичным кругосветным плаванием корвета "Витязь" под командованием капитана 2 ранга С.О. Макарова. 12 сентября 1886 г. "Витязь" покинул Кронштадт. Его маршрут пролегал по Атлантическому океану через Магелланов пролив в Тихий океан с заходом в Петропавловск-Камчатский и далее: Япония - Индийский океан - Атлантика - Кронштадт. На маршруте велись обширные гидрологические и метеорологические исследования. Определялись плотность воды, температурный режим океанов, направление и скорость течений, характер дна, собирались коллекции морских животных и растений. Корвет прошел около 60 тыс. миль. Было выполнено 254 глубоководных исследования с 493 сериями наблюдений. Обработанные результаты С.О. Макаров включил в свою книгу ""Витязь" и Тихий океан", выход которой в свет явилось крупным событием в мировой географической науке. Автор был удостоен премии Академии наук. С.О. Макаров стал одним из видных океанографов мира, а название русского военного корвета (с февраля 1892 г. - крейсера 1 ранга) "Витязь" начертано на фасаде Международного океанографического института в Монако. С.О. Макарову принадлежит идея создания кораблей для плавания во льдах. На построенном ледоколе "Ермак" он совершил в 1899 г. высокоширотные (до 81°20') арктические плавания. Группа научных работников под руководством С.О. Макарова собрала важные данные о морских льдах, их толщине, физических свойствах и распределении. Большой научный и практический интерес представляют суждения С.О. Макарова по гидрологии Северного Ледовитого океана. В частности, он доказал, что глубинные теплые воды приходят в Арктический бассейн из Гренландского моря и опускаются в районе Шпицбергена под холодные полярные воды. В арсенале изобретений С.О. Макарова - бронебойный наконечник для снарядов, существенно повысивший их пробивную способность. Осенью 1897 г. на морском испытательном полигоне 152-мм снаряд с "макаровским" наконечником смог пробить крупповскую 254-мм броню. Результаты этих испытаний побудили металлургов искать новые пути для улучшения броневых плит. С.О. Макаров развил новое научное направление в теории корабля - учение о живучести - и дал ему довольно точное определение, которое почти в неизменном виде сохранилось до сих пор. Живучесть, как писал он, есть способность корабля продолжать бой, имея повреждения в различных боевых частях. Живучесть обеспечивается непотопляемостью, работающей энергетической установкой и оружием, взрыве- и пожароопасностью. Адмирал рассматривал посадку поврежденного корабля (крен, дифферент, осадка) как главный и наиболее объективный критерий его непотопляемости. Заметное влияние на развитие научно-технической базы флота оказал Д.И. Менделеев. Более 30 лет он был членом-корреспондентом Петербургской академии наук. В 1880 г., после подтверждения периодической таблицы элементов, имя Д.И.Менделеева заняло почетное место среди корифеев мировой науки и его предложили избрать академиком. ............ |