Часть полного текста документа:Пассионарная теория и реклама Евгений Сосунов В этой статье речь пойдет о возможности применения в рекламе пассионарной теории этногенеза, сформулированной в конце ХХ века Л.Н.Гумилевым, нашим с вами современником и соотечественником. На западе об этом не знают практически ничего, по крайней мере, совершенно не используют ни в психологии, ни в социологии, ни в политике, а уж тем паче в такой прикладной отрасли, как реклама. Случайные успехи в отношении предлагаемого нами аспекта применения есть лишь плоды эмпирически полученных удачных результатов и не более. Однако теория Гумилёва позволяет использовать более системный подход, нежели интуитивное прозрение и вероятностное случайное "попадание". Пассионарная теория этногенеза настолько хорошо согласуется с имеющимися социологическими и историческими фактами, что стать общепризнанной ей не позволяет лишь косность научной системы, отторгающей излишнюю революционность предлагаемого воззрения на социум. Тем не менее, здесь важно не то, признает ли теорию Л.Н.Гумилева научный истеблишмент, а то, что гипотеза вполне работоспособна и дает достаточно достоверно прогнозируемые результаты. Вкратце, суть теории пассионарности, для тех, кто с ней не знаком. Народы и нации (условно, у Гумилева - этносы, что более правильно) так же, как и отдельные личности проходят через фазы рождения, развития, зрелости, старения и смерти. Природа этой закономерности не совсем ясна, но очевидно, что корни ее лежат в процессах, связанных со всей биосферой целиком. Этнос, пребывающий в определенной фазе, характеризуется весьма специфическим стереотипом поведения составляющих его личностей. Соответственно, от фазы к фазе изменяются как приоритеты, так и целеустремленность внутри этноса. Причем доминанта поведения людей, составляющих этнос, легко формулируема. Вот, в принципе, и вся соль пассионарной теории этногенеза, если изложить ее максимально упрощенно и лаконично. Спрашивается, какой результат из этого всего можно извлечь, тем более в отношении построения конкретной рекламной кампании конкретного товара? Попытаюсь пояснить на конкретном примере. Есть два очень и очень близких, как генетически, так и исторически, географически и т.п. народа. Россияне и белорусы. Сходство настолько сильно, что физиологический типаж тех и других совпадает на 100% и различить среднестатистического россиянина и белоруса внешне практически невозможно. Но по доминирующему менталитету различие между россиянином и белорусом очень и очень велико. Объяснить это генетическими и расовыми различиями невозможно т.к. таких различий почти нет! Однако с позиции пассионарной теории все логически объяснимо и идеально вписывается в общую картину концепции Л.Н.Гумилева. Белорусы как этнос (дословно по Гумилеву!) пережили пассионарный толчок в XIV веке и сейчас пребывают в фазе глубокой обскурации, характеризующейся (по Гумилеву) господствующим императивом - "будь таким, как мы" и "день, да мой!". Россияне же испытали пассионарный толчок в XVIII веке и сейчас пребывают в фазе пассионарного подъема, характеризующегося императивом "мы хотим быть великими!". Разница между этносом "россияне" и этносом "белорусы" составляет, ни много ни мало полтысячелетия и три фазы. ............ |