Часть полного текста документа: Андрей ГОРИН СОЧИНЕНИЯ Патриарх Кирилл Лукарис и его "Исповедание..." 1629 г. (первая работа на эту тему на русском языке после 1903 г.) У известного православного историка-богослова Александра Шмемана есть труд, где он весьма доступно повествует о всей драматической истории традиционной ортодоксии. В разделе о византийской церкви под турецким игом повествуя об угасании её богословия и о "заражении" его чуждыми влияниями Шмеман говорит: "Ярким примером этого процесса является знаменитое дело Кирилла Лукариса, который, будучи патриархом Константинопольским, издал в Женеве в 1629 г. ‹‹Исповедание веры православной››, совершенно протестантское по своему содержанию и вдохновению."[10,333] Надо признать, что личность Кирилла Лукариса практически неизвестна современному широкому читателю, а ведь это было поистине удивительное явление в истории православия. Все авторы, как общих работ, касающихся этого периода, так, конечно, и избравшие Кирилла Лукариса объектом специального исследования, так или иначе, отмечают чрезвычайность этих событий. Несколько цитат покажут нам, что Лукарис - это личность стоящая особняком в ряду православных деятелей всего средевековья. "Его ревность о православии и заботы о благосостоянии своей церкви, обнаружившиеся в... мудром обращении с протестантами, всё это выделяет его из ряда прочих патриархов этого периода ." [3,1] "Действительно, в церковной истории XVII столетия всего замечательнее дело этого Патриарха и вышедшая под его именем книга Исповедание..."[7,236] "...более, нежели кто либо из предшественников и последователей Патриарх Лукарис, мог так знаменательно поддержать своё достоинство"[4,1] "Выше всех, кажется, стоял в этом случае (церкви под турецким игом-А.Г.) известнейший патриарх,... Кирилл Лукарис."[8,231] Из вышецитированного представляется совершенно необходимым больше узнать о патриархе Лукарисе и о его труде, что и будет сделано в этой работе. Мы взглянем на жизнь и деятельность Лукариса в историко-культурно-религиозном контексте его духовного формирования и служения и лишь коснемся вопроса о его знаменитом Исповедании веры, авторство которого многими оспаривается, равно как и многими отстаивается. Будущий вселенский патриарх родился в 1572 году в греческой семье, жившей на острове Крит, и получил при рождении имя Константин. На Крите проживали, в большинстве своем, православные и в период с 1204 по 1645, когда Крит принадлежал Венецианской республике, у населения происходили стычки с католиками (иезуитами). Во всех прочих местах греки находились под османским угнетением, весьма тяжко страдали и мечтали освободиться. Будучи сыном состоятельных родителей, Кирилл (мы будем называть его только так, чтобы не путаться) в юношестве отправился на учебу в греческую коллегию в Венеции и в университет города Падуя. Там он услышал, что в Европе появилось удивительнное явление - Реформация; появились новые церкви, преследуемые Римом, за их особые убеждения и, по массовости, представляющие из себя реальную силу. Надо полагать, что это вызвало у него большой интерес, во всяком случае, впоследствии он предпринимет путешествие по Протестантским странам. ............ |