Часть полного текста документа:ПАТРОЛОГИЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1 ( вариант 2) ( III КУРС, ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ, 1996 / 1997 г. ) ФИЛИАЛ ______________________________________________________________________ ФАКУЛЬТЕТ: КАТЕХИЗАТОРСКИЙ Ф.И.О. студента: Горбунов Дмитрий Александрович Основные черты богословия св. Иринея Лионского, I. Самая краткая характеристика гностических учений II века в христианстве. С какими из них боролся св. Ириней в своем труде "Опровержение и победа над знанием, ложно таковым именуемым" (известном у нас под названием "Против ересей")? Философская мысль во II в. от Р.Х. характеризуется лавинообразным ростом числа всевозможных гностических учений и сект, претендовавших на конечную полноту раскрытия христианского знания. Отправной точкой для развития этих учений послужили космогонические системы греческих философов (Фалес, Демокрит, Эпикур, Пифагор и пр. (II, 14)1) и Евангельское откровение, стремительно распространявшееся среди язычников. Данный синтез получил название "гносис" (греч. знание). Главной отличительной чертой гностических учений можно назвать дуализм и построение "бесконечных родословий" (1 Тим.1,4) в духе языческих религий. Источником развития всякой жизни, по мнению гностиков, служит первоначальное половое различие. Эоны (греч. век) - одушевленные божественные силы, часто парные - рождаются в Плироме (греч. полнота) после совокупления в строгой иерархической последовательности (Глубина и Молчание, Ум и Истина и т.д.). Существует ограниченное количество эонов, число которых определяется измышлениями ересиархов со ссылкой на Евангелие (12 апостолов, крещение в 30 лет Иисуса и т.д.). В гностических учениях неизменно присутствовал Демиург - низшее божество-творец; падший эон; Иисус, полнота совершенства, - творение эонов. Гностики пренебрегали телесным началом человека, считая его источником зла. Поэтому ими отвергалось возможность и необходимость Боговоплощения. В своих сочинениях св. Ириней развенчивает большинство существовавших во II веке от Р.Х. псевдогностических учений. Наиболее значимые из них это: валентиниане, маркиониты, симониане, николаиты, докеты и монтанисты. I. Учение о Боге. 1. Св. Ириней о Боге как Творце человека (две "РУКИ" Божии). Для первых христиан Бог - это прежде всего Отец, поэтому св. Ириней говорит об особой икономической близости Сына и Духа, через Которых "творит все вещи" (IV, 20, 1) Отец. Здесь нет какого-либо "субординационизма" и наиболее точное воплощение идея св. Иринея Лионского нашла в иконе "Троица" преп. Андрея Рублева: Отец благословляет Сына и Св. Духа, протягивающих Свои руки к Чаше - символу домостроительства. Св. Ириней пишет: "...ангелы не могли создать образ Божий, никто другой кроме Слова Господа, ни какая-либо сила, далеко отстоящая от Отца всего. Ибо Бог ни в чем этом не имел нужды для создания того, чему быть Он предопределил у Себя, как будто бы Он не имел Своих рук. С ним всегда присутствует Слово и Премудрость, Сын и Дух, через Которых и в Которых Он свободно и по доброй воле Своей все сотворил..." (IV, 20, 1); "Человек есть соединение души и плоти: он создан по подобию Божию и образовав Его руками, т.е. чрез Сына и Духа Святого, которым и сказал (Бог): "сотворим человека"... " (IV, 0, 4). Отвечая докетам, св. Ириней говорит о целостной природе человека: "руками Отца, т.е. ............ |