Часть полного текста документа:Павел Бессалько Бессалько Павел Карпович (1887-1920) - пролетарский писатель. Р. в семье грузчика в Екатеринославе, две зимы ходил в церковно-приходскую школу, 15 лет поступил учеником в слесарный цех жел., дор. мастерских. С 1906 активно участвует в революционном движении, член РСДРП, меньшевик. В 1907 Б. ссылают на вечное поселение в Енисейскую губ. В 1910 он бежит за границу - в Вену, а потом во Францию. С 1911 работает на аэропланных и ортопедических заводах в Париже. В эмиграции Б. сближается с А. В. Луначарским , А. Гастевым , М. Герасимовым , Ф. Калининым, Р. Пельше и другими и заинтересовывается вопросами пролетарской культуры. Пишет повесть о сибирской ссылке. После неблагоприятного отзыва М. Горького, Б. разбивает эту повесть на ряд рассказов, которые в печати не появились. В эмиграции же Б. написал роман "Катастрофа", книгу легенд "Алмазы Востока". Война 1914-1918 и шовинистический угар нашли в Б. резкого противника. После Февральской революции Б. - член большевистской партии, возвращается в Екатеринослав, где работает некоторое время в жел.-дор. мастерских. Затем едет в Петроград. Здесь он стал во главе Пролеткульта, редактировал журнал "Грядущее", пытался создать героический театр и много писал. В 1919 был мобилизован на фронт, где редактировал газету XIII армии "Красный воин". Умер в Харькове от сыпного тифа. В цикле автобиографических повестей и романов - "Детство Кузьки", "Несознательным путем", "Катастрофа", "К жизни" - в лице Кузьмы Дарова Б. дает образ героя, который от горького детства рабочего подростка, через монархизм и зубатовщину, через испытания и уроки жизни, пришел к сознательному участию в революционной борьбе. Даров - революционер чувства и воли, а не сознания. Теми же чертами отличаются герой драмы "Каменщик" и бунтарь-мститель и мученик в легендах "Алмазы Востока" - произведение, в котором Б. стремился выйти за пределы пролетарской поэзии. В произведениях Б. звучит отмеченная А. Луначарским "упоенная влюбленность в свой собственный класс", связанная с враждой и презрением ко всему не-пролетарскому. Пионер пролетарской прозы, Б. не имел еще своего стиля, отсюда - схематизм персонажей, неумение преодолеть литературные влияния и т. д. Склонность Б. к драматизму, к предельному динамизму, к авантюрности сюжета породила внешние мелодраматические эффекты, нагромождение ужасов, высокопарность фраз и т. д. - манера бульварной литературы. Б. - один из ярких теоретиков пролетарского литературного движения 1918-1919. Он опубликовал в "Грядущем" шесть статей по вопросам пролетарской культуры и пролетарской литературы. В этих статьях сказалась недостаточная теоретическая подготовленность Б., но в них чувствуются пытливая мысль и оригинальный, сильный ум. Б. - фанатик культурного самоутверждения пролетариата. Заражает его пламенная вера в неизбежность культурной гегемонии рабочего класса. "С той поры, - обращается Б. к апологетам буржуазной культуры, - как красноармеец вернется с войны, с той поры, как рабочий и крестьянин победят голод, начнется расцвет нашей культуры, нашего искусства. В нашу жизнь и в вашу смерть мы верим непоколебимо" ("О понимании пролетарской культуры"). Влияние А. Богданова и его ученика Ф. Калинина вызвало некоторые принципиальные срывы Б. Так Б. не различает бесклассовой культуры социалистического общества и классовой пролетарской культуры. ............ |