Часть полного текста документа:ПЛАН. ВСТУПЛЕНИЕ. 2 ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ПАВЛА I. 4 ВОЕННАЯ РЕФОРМА. 9 ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА. 15 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИИ РОССИИ К 1796 ГОДУ. 15 КРЕСТЬЯНСКИЕ РЕФОРМЫ ПАВЛА I. 16 ТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ПАВЛЕ I. 20 РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ. 22 ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА. 24 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 29 Я не разделяю обычного пренебрежения к значению этого царствования. В. Ключевский Вступление. А. С. Пушкин назвал Павла I "романтическим императором", "врагом коварства и невежд" и собирался написать историю его царствования. Л. Н. Толстой считал, что "характер, особенно политический, Павла I был благородный, рыцарский характер". В письме к историку Бартеневу в 1867 году он писал: "Я нашел своего исторического героя. И ежели бы Бог дал жизни, досуга и сил, я бы попробовал написать его историю"1. Речь шла о Павле I. Интерес к нему двух русских гениев был неслучаен. Жизнь Павла Петровича отличалась такими трагическими чертами, "подобных которых не встречается в жизни ни одного из венценосцев не только русской, но и всемирной истории"2. К императору Павлу Первому как у историков-специалистов, так и у рядовых читателей, отношение неоднозначное. Долгое время его изображали как сумасброда, приверженца пустых парадов и муштры, гонителя Суворова. Но это лишь одна сторона его личности. Павел I родился 20 сентября 1754 года. Узнав о рождении внука, Елизавета Петровна приказала тотчас же принести его к ней, и с этого дня колыбель мальчика находилась в спальне императрицы. Екатерина Алексеевна увидела сына лишь на восьмой день. Императрица никому не доверяла внука, даже матери, которую ребенок видел редко, да и то в присутствии Елизаветы Петровны или ее приближенных. Мальчик часто хворал - в комнатах было жарко натоплено, а его колыбель, обшитую изнутри мехом черно-бурой лисицы, накрывали еще и одеялами, боясь простуды. Общество мам и нянек, окружавших ребенка, оказало на него плохое влияние: рассказы о домовых и привидениях сильно действовали на воображение впечатлительного мальчика. Иногда от страха он прятался под стол и всю жизнь боялся грозы. Детство Павла прошло в заботах одинокой и любвеобильной бабки, без материнской ласки и тепла. Мать оставалась для него малознакомой женщиной и со временем все более и более отдалялась. Когда наследнику исполнилось шесть лет, ему отвели крыло Летнего дворца, где он жил со своим двором вместе с воспитателями. Обер-гофмейстером при нем был назначен Никита Иванович Панин - один из знаменитейших государственных деятелей своего времени. Павла I учили математике, истории, географии, языкам, танцам, фехтованию, морскому делу, а когда подрос - богословию, физике, астрономии и политическим наукам. Его рано знакомят с просветительскими идеями и историей: в десять-двенадцать лет Павел уже читает произведения Монтескье, Вольтера, Дидро, Гельвеция, Даламбера. Порошин беседовал со своим учеником о сочинениях Монтескье и Гельвеция, заставлял читать их для просвещения разума. Он писал для великого князя книгу "Государственный механизм", в которой хотел показать разные части, которыми движется государство. Учился Павел легко, проявляя и остроту ума, и неплохие способности; отличался чрезвычайно развитым воображением, отсутствием усидчивости и терпеливости, непостоянством. ............ |