Федеральное агентство по образованию
Педагогический институт
государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
"Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского"
Кафедра теории и методики музыкального образования
Педагогические условия самореализации учащихся в музыкальной деятельности
Выпускная квалификационная (дипломная) работа
студентки 5 курса
факультета искусств и художественного образования
Специальность: 050601 "Музыкальное образование"
Бочкаревой Натальи Александровны
Автор ВКР: Бочкарева Н.А.
Научный руководитель:
к. п. н. Кузьмина С.В.
Зав. кафедрой:
к. п. н., доцент Мещанова Л.Н.
Саратов, 2010
Содержание
Введение
Глава I. Психолого-педагогические основы самореализации учащихся в музыкальной деятельности
I.1 Сущность самореализации учащихся
I.2 Особенности осуществления самореализации учащихся в музыкальной деятельности
Глава II. Теоретические и практические аспекты педагогических условий самореализации учащихся в музыкальной деятельности
II.1 Педагогические условия самореализации учащихся в музыкальной деятельности
II.2 Методические рекомендации по организации педагогических условий самореализации учащихся в музыкальной деятельности
Заключение
Библиографический список использованной литературы
Приложения
Введение
Актуальность исследования. На данный момент в сфере образования в ее теоретических и практических изысканиях наиболее ярко выделяется позиция субъектной значимости человека - ученика или учителя, уточняются его активные деятельностные начала, индивидуальный внутренний потенциал, личный опыт, резервы развития и т.д. Вследствие этого субъектные возможности и способности человека все более учитываются и используются в осуществлении различных научных исследований: философских, социологических, психологических и многих других.
Так, анализ психологической литературы показал, что саморазвитие предполагает наличие таких основных психических образований, как: рефлексия, целеполагание, планирование и предвосхищение своего поведения. Следовательно, индивид, осознавая свои реальные достижение и недостатки, испытывает потребность в самосовершенствовании, самодвижении, в построении себя как личности посредством целенаправленной активной деятельности, межличностного общения, что обеспечивает переход на более высокую ступень организации.
Знание о закономерностях осуществления развивающего влияния воспитуемого на себя преобразовалось на рубеже XX и XXI вв. как самостоятельное направление педагогической науки - педагогика саморазвития. Ключевой категорией педагогики саморазвития является творческая самореализация, а мерилом ее эффективности - достижения личности и степень удовлетворенности ими. В рамках педагогики саморазвития сформировалось понимание творческой самореализации как процесса, основывающегося на креативности субъекта в проявлении себя, предполагающего посредством приложения своих творческих сил (потенциала) создание и получение творческих продуктов деятельности и результатов, в том числе изменения в себе. ............