Часть полного текста документа:Педагогическое обеспечение формирования здорового образа жизни студента Старший преподаватель Н.А. Красноперова Сибирский государственный технологический университет, Красноярск Современное развитие России связано с модернизацией в сфере образования, которая в первую очередь затрагивает проблемы формирования человека и гражданина, интегрированного в современное общество. Успешным в различных областях жизнедеятельности может быть человек, который ориентирован на здоровый образ жизни (ЗОЖ). Однако, как свидетельствует анализ исследований в данной области, у большинства россиян, особенно молодого поколения страны, не сложились ценности, обусловливающие такой образ жизни. В документах об образовании особое внимание уделяется проблемам здоровья и ЗОЖ учащейся молодежи. Высшая школа включается в решение проблемы формирования ЗОЖ студентов посредством обновления соответствующих педагогических форм, методов и средств. В настоящее время в социологических, медико-биологических, психологических, педагогических исследованиях заложены теоретические предпосылки решения данной проблемы. Учеными обсуждаются общие вопросы здоровья студенческой молодежи и ее образа жизни (Н.П. Абаскалова, Н.А. Агаджанян, А.М. Гендин, О.П. Добромыслова, Г.А. Кураев, В.П. Лавренко, Л.А. Петровская, Д.И. Рыжаков и др.); исследуется влияние различных факторов на формирование ЗОЖ студентов (В. Буйлов, Э.Л. Диси, Т.А. Иванова, В.Г. Николаев, А.Н. Пивоваров, Э.Н. Полякова, В.В. Пономарев, Н.А. Русина, М.В. Хватова, А.Г. Щедрина и другие); изучается уровень знаний студентов по данной тематике (А.В. Белоконь, Г. Василевская, Ю.М. Политова, Ю.И. Ротанева, А.С. Свердлина, Г.С. Совенко, Л.Г. Шаталина, Л.Г. Шуляковский и др.). В трудах, посвященных различным аспектам названной проблемы, наметилась тенденция к переосмыслению способов ее решения, отражающая смещение акцента из сферы медицины в педагогику. Педагогами обсуждаются пути и условия формирования ЗОЖ учащейся молодежи, ведется поиск стратегических ориентиров его достижения (Н.П. Абаскалова, Р.И. Айзман, Э.Н. Вайнер, Г.К. Зайцев, Э.М. Казин, Л.Д. Козлова, Т. Кружилина, Г.И. Семикин, А.Т. Смирнов, Л.Г. Татарникова, З.И. Чуканова и др.). Современные исследователи отмечают, что попытки реанимировать физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую деятельность в вузе старыми организационными формами, как правило, не дают желаемых результатов. Широкое использование в образовательном процессе таких форм, как консультации, спецкурсы, лекции, повышение квалификации, дополнительное образование, ориентирующих студента на ЗОЖ, практически не осуществляется. Н.П. Абаскалова, Г.С. Никифоров, Т.И. Прокопенко, А.М. Столяренко и другие предлагают создавать такие программы и технологические модели формирования ЗОЖ, которые существенно изменили бы проблемную ситуацию, отношение студента к своему образу жизни. Корректировать существующий образ жизни, формировать ЗОЖ студента возможно посредством специального педагогического обеспечения. Под педагогическим обеспечением подразумевается "совокупность факторов и условий их развертывания посредством специальных педагогических форм, методов, процедур и приемов (технологий)" [1, 105]. В этом смысле решить проблему формирования ЗОЖ студента мы предлагаем посредством реализации педагогической стратегии его ориентирования на ЗОЖ. ............ |