Содержание
1. Педагогия эпохи Просвещения. Жан-Жак Руссо. Общие начала его педагогической системы
1.1 Жан-Жак Руссо. Впечатления раннего детства в семье отца
1.2 Психологические взгляды Руссо
1.3 Взгляды Руссо на цель человеческой жизни и добродетель
1.4 Руководящие идеи педагогической системы Руссо
1.5 Обстановка воспитания Эмиля
1.6 Индивидуалистическая задача воспитания, по Руссо
1.7 Периоды воспитания или периоды саморазвития человеческой личности
1.8 Вопросы
2. Жан-Жак Руссо. Его взгляды на первоначальное (физическое) воспитание (до 12-ти лет)
2.1 Кто должен воспитывать ребенка, по Руссо?
2.2 Первые заботы о ребенке: питание, закаливание ребенка и развитие речи
2.3 Воспитание от развития речи до 12-ти лет. Почему здесь преждевременно обучение?
2.4 Преждевременность и бесполезность до 12-ти лет нравственного наставления
2.5 Возможная нравственная подготовка в это время
2.6 Физическое воспитание, по Руссо (в период до 12-ти лет). Значение физического воспитания и его средства
2.7 Воспитание внешних чувств
2.8 Вопросы
3. Педагогия эпохи Просвещения. Ж.-Ж. Руссо. Умственное и нравственное воспитание Эмиля
3.1 Возраст от 12-15 лет. Умственные занятия Эмиля
3.2 Метод занятий, по Руссо. Принцип самодеятельности и самостоятельности
3.3 Необходимость практических умений. Изучение ремесла
3.4 Выбор ремесел. Критерий утилитарный, психологический и педагогический
3.5 Ремесло и образование человека
3.6 Результаты образования Эмиля на пороге критического возраста. Эмиль в умственном и нравственном отношении
3.7 Нравственное воспитание. Критический возраст - пора нравственного воспитания. Естественная предрасположенность юноши к добру
3.8 Нравственное воспитание: его содержание (темы) у Руссо
3.9 Воспитание добрых чувств (сердца)
3.10 Воспитание правильных взглядов на человеческие страсти и заблуждения. Уроки истории и басен
3.11 Выработка доброй воли
3.12 Воспитание целомудрия
3.13 Руссо о религиозном воспитании. Когда оно возможно? Взгляды Руссо на религию
3.14 Воспитание женщины, по Руссо
3.15 Значение Руссо в истории педагогики
3.16 Вопросы
1. Педагогия эпохи Просвещения. Жан-Жак Руссо. Общие начала его педагогической системы 1.1 Жан-Жак Руссо. Впечатления раннего детства в семье отца
Руссо родился в Женеве в 1712 году. Его отец (Исаак) был часовщик; предки - выходцы из Франции (изгнанные за принадлежность к гугенотам). Мать Руссо умерла при его рождении, и Жан-Жак Руссо с первых дней рос на попечении отца и его сестры, ласковой молодой девушки. По натуре, родители Руссо были оба людьми впечатлительными и нервными: отец отличался беспокойным, самолюбивым нравом, мать обладала умом и художественной талантливостью 1). От них Руссо и наследовал беспокойное, страстное, "чувствительное сердце". Наследственная чувствительность ребенка еще более увеличилась благодаря особым отношениям к нему осиротевшего отца. Последний страстно любил свою жену и часто вспоминал о ней с маленьким сыном. Руссо передает в своей "Исповеди", что это были за воспоминания. "Когда он говорил мне: "Жан-Жак, поговорим о твоей матери", я отвечал ему: "Значит, мы будем плакать", и одни уже эти слова вызывали у него слезы". ............