Часть полного текста документа:Педагогизация сельской среды в истории отечественной педагогики и школы Т. Г. Зеленова Широкие дискуссии на страницах педагогической прессы многих стран мира, отражающие беспокойство по поводу кризисного состояния современной школьной системы, свидетельствуют о том, что воспитание перестало служить целям формирования жизнеспособности и надежности ценностных ориентаций молодежи как в городе, так и на селе. Ретроспективный анализ развития российской педагогики показывает, что в поисках путей преодоления серьезных пробелов школьной системы велись разнообразные поиски альтернативных путей социально-педагогического воздействия на развивающуюся личность. На фоне социального развития города и села раскрывается целостная сложная человеческая структура, что обязывает психолого-педагогическую науку рассматривать, исследовать, изучать всевозможные воздействия на личность, всю сумму факторов, от которых она зависима и им подчинена. Исторические и социологические исследования показали, что человек готовится не к жизни вообще, а к жизнедеятельности в специфических социо-культурных условиях. В отечественной истории еще у древних славян с их языческой этнокультурой наблюдалось привлечение детей к участию в повседневной жизни общины: в труде соответственно возрасту и возможностям, в культовых актах, в обрядах и празднествах. Особое внимание уделялось обрядам и обычаям, связанным с почитанием земли - кормилицы, хлеба, старших и предков. Среда, родовая община являлась своего рода центром адаптации и социальной защиты личности. Воспитание здесь велось раздельно по возрасту и полу. В период позднего матриархата уже имелись специальные дома молодежи, в которых большое внимание уделялось подготовке их к "посвящениям" (инициациям) в следующую возрастную группу. Появление парной семьи повлекло за собой ослабление роли общинного воспитания и первостепенности семейного воспитания с отцом во главе. В семейной среде дети наследовали занятия родителей, их уклад жизни, формировались интересы, взгляды, понятия и представления подрастающего поколения об окружающем мире. Общинно-семейное воспитание просуществовало на Руси до Х века и носит название стихийного этнокультурного воспитания, народной педагогики, целью которой являлись поддержка и помощь личности, передача традиций и обычаев рода и семьи подрастающему поколению, организация сотрудничества и подчинения старшим в семье и главе общины, что ярко отразилось в произведениях устного народного творчества. С принятием христианства на Руси общественное воспитание тесным образом сплелось с монополией церкви на образование и её мощным влиянием на мировоззрение и жизнь людей. Данный религиозно-нравственный период историк В.О. Ключевский рассматривает как время "нищелюбия", когда церковные проповеди, жития святых, поучения, сборники изречений, повести провозглашались в виде нормативных христианских заповедей, одобряемых в данной российской среде. Семья же и община продолжали играть важную роль в формировании личности в среде. В письменных памятниках зафиксированы социально-педагогические мысли и правила, как, например, в "Поучении князя Владимира Мономаха детям" (XII век), "Слове о полку Игореве" (XII век), "Домострое" (XVI век) и др., о том, как защищать и любить родину, как жить и трудиться, не обижая сирот, вдов и слабых, как угождать богу и родине добрыми делами. ............ |