Часть полного текста документа:Пенсионная реформа: социальный, финансовый и информационный аспекты А.П. Колесник, профессор кафедры ММЭП, зам. председателя правления Пенсионного фонда России Когда не ведают далеких дум, то не избегнут близких огорчений Конфуций, 551-479 гг. до н.э. Правительством Российской Федерации в IV кв. 1997 г. дважды рассматривались варианты Программы пенсионной реформы в Российской Федерации и на заседании в декабре того же года принят умеренный вариант (далее Программа), предусматривающий эволюционные изменения с учетом развития демографической ситуации в стране [1]. Постановление по этому вопросу было подписано тог-даш-ним председателем Правительства РФ С.В. Кириенко 20 мая 1998 г. [2]. Программа пенсионной реформы Исходя из роли пенсионной системы в обществе, принятую Правительством РФ Программу можно рассматривать с разных точек зрения, наиболее важные из которых - социальная и финансовая. С социальной точки зрения существенные решения, содержащиеся в принятом варианте Программы, заключаются в следующем: сохранение пенсионных прав, заработанных гражданами за предыдущие периоды (до реализации Программы); поддержание приемлемого для общества уровня пенсий и тарифов страховых взносов; установление более справедливых правил определения размера пенсий при их назначении; усиление заинтересованности граждан в контроле за финансированием пенсий, в том числе и за уплатой страховых взносов; более активное привлечение объединений работающих для решения принципиальных вопросов профессионального пенсионного обеспечения. С финансовой точки зрения основными задачами, предусмотренными в Программе, являются: привлечение дополнительных финансовых источников для финансирования пенсионной системы; изменение отношений участников пенсионной системы (работающие, работодатели, пенсионеры, государство) таким образом, чтобы новые отношения поддерживали ее эффективную работу, в частности не допускали образования просроченной задолженности плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (на начало 1999 г. просроченная задолженность всех плательщиков, накопленная ими с начала 90-х годов, превысила 100 млрд руб.). Привлечение дополнительных финансовых источников для финансирования пенсионной системы предполагается осуществлять путем более активного участия отраслей в финансировании пенсий для лиц, работавших в отрасли (создание профессиональных пенсионных систем), а также путем использования инвестиционного дохода от операций на финансовом рынке по размещению пенсионных резервов. Часто встречающийся при обсуждении Программы вопрос заключается в следующем: не будет ли более целесообразным подождать с реформированием в пенсионной сфере до стабилизации в экономике или до ощутимого экономического роста? Рассмотрим этот вопрос, исходя из устойчивой самоподдерживающейся тенденции [3], имеющей место в настоящее время в системе пенсионного обеспечения. Эта тенденция ведет к выравниванию размеров пенсий (снижению дифференциации). Она образовалась в России (как и в других государствах на территории бывшего СССР) с начала 90-х годов в результате скачкообразного повышения стоимости жизни. ............ |