Часть полного текста документа:Передача сообщения... Хороший слушатель не только слушает, но и стремится узнать что-нибудь. Уилсон Майзер Судя по "лингвистической" части названия, в НЛП много внимания уделяется языку. Языковые навыки могут принимать различные формыи являются действенным средством повышения эффективности тренинга. Соответствие языка, убеждений и ценностей невербальным аспектам коммуникации в тренингеспособствует достижению поставленных целей. 3.1. Использование языковых паттернов Умение использовать и распознавать языковые паттерны, а также реагировать на них незаменимо для тренера. Оно проявляется вразличных формах, включая: - реакцию на вопросы и утверждения; - присоединение к языку; - изменение состояний и значений с помощью языка; - умышленноеиспользование непонятного языка; - распознавание убеждений, отражающихся в языке. Реакция навопросы и утверждения Изучение этого аспекта языковых паттернов началось со времени создания НЛП Бэндлером и Гриндером и впоследствии было продолжено ихмногочисленными последователями. Бэндлер и Гриндер разработали метамодель - представительный набор языковых паттернов, которые отражают чувственный опыт вязыке и включают основные вопросы для выяснения и уточнения определенных значений. Изучение метамодели входит в программу подготовки практиков НЛП. Эта концепция основана на идеях, сформулированных ранее теоретиками. Так, Наум Хомский утверждал, что язык имеет поверхностнуюструктуру, то есть произносимые слова, и глубинную - скрытый смысл, который является репрезентацией структуры опыта. Использование метамодели позволяет тренеру управлять тремя основными процессами: - опущением; - искажением; - обобщением. Ни один из них нельзя назвать заведомо "хорошим" или "плохим", поскольку они лишь отражают способ построения индивидуальноймодели мира. Важно понять, приносят эти модели пользу или создают ограничения. Опущения Существуют шесть различных способов, позволяющих обучающимся отражать одну часть информации и не замечать другую. Идентифицируяи преодолевая их, можно обеспечить получение недостающей для достижения цели информации. 1. Неопределенные существительные - использование любых существительных, число значенийкоторых равно числу людей, употребляющих их. Пример. Мои расходы на тренинг увеличиваются. Вопрос. Какие именно расходы увеличиваются? Результат. Получение конкретной информации о данном существительном. 2. Неопределенные глаголы - употребление глаголов, опускающих то, что уже сделано. Пример. Мы очень старались, выполняя это упражнение. Вопрос. Как именно вы старались? Результат. Получение определенной информации о данном опыте. 3. Номинализация - превращение глагола в существительное, в результате которого опускаетсяобозначаемое им действие или процесс. Пример. Образование необходимо. Вопрос. Почему образование необходимо? Результат. Превращение существительного обратно в глагол с восстановлением опущенного процесса. 4. Нехватка референтного индекса - употребление неопределенного местоимения, неуказывающего лицо или объект, к которому оно относится. Пример. Некоторым тренинг полезен. Вопрос. Кому полезен тренинг? Результат. Установление объекта, явления или субъекта, к которому относитсяместоимение "некоторые". 5. Сравнительное опущение - опущение объекта сравнения. ............ |