Часть полного текста документа:Передачи технологии В последнее десятилетие вопросы передачи технологии через границы государств вызывали напряженные дискуссии. Похоже, что они будут продолжаться. В основе дискуссий лежит желание стран третьего мира (часто передовых развивающихся стран, таких, как Бразилия, Южная Корея, Тайвань и Сингапур) получать защищаемую информацию быстро и по доступной цене независимо от прав собственности и мотивации получения прибыли ее владельцев (обычно лиц из наиболее развитых стран). Развивающимся странам нужны производственные процессы, которые максимально используют избыточную и недорогую рабочую силу, но дают продукцию, конкурентоспособную на международном рынке. Капиталоемкие производственные процессы (например, автоматизированное автомобильное производство) представляет дли них меньший интерес. МНП могут пожелать поделиться (по лицензии или посредством продажи) достаточно большим количеством принадлежащей им информации, но не хотят расставаться со своей главной технологией. Среди развитых стран имеют место попытки приобретения (даже путем хищения) ведущей технологии. Примером может служить попытка хищения компьютерной технологии у IBM японскими компаниями, пойманными в конце концов ФБР. Управление администрации экспорта США использует экспортное лицензирование для контроля над пиратским использованием стратегической технологии. Но в 1984 году, подделав лицензионную документацию, норвежская и японская компании помогли СССР получить технологию изготовления бесшумных винтов для подводных лодок. В результате разразившегося скандала Конгресс США принял "антитошибское" законодательство (см. статью 2443 сводного закона 1988 года о торговле и конкуренции). Руководители японской компании ушли со своих постов, что считается высшей формой извинения в японских деловых кругах. Преобладающим способом контроля над передачей технологии через национальные границы служат лицензионные договоры и договоры о привилегиях. Владелец информации в одной стране сначала приобретает защищаемое законом право собственности на информацию в другой стране. Затем владелец передает это право по лицензии, обычно за плату, лицу в этой другой стране. При разделе информации возникает риск, что владелец может потерять контроль над технологией или, по меньшей мере, у него появится конкурент. При отсутствии разрешения на передачу растет распространение "пиратского" хищения интеллектуальной собственности. И действительно, в некоторых развивающихся странах такие хищения приобрели характер стратегии развития. Развивающиеся страны (в составе "Группы 77"), развитые страны и страны с нерыночной экономикой попытались разработать в рамках ЮНКТАД международный кодекс поведения передачи технологии. Большие различия в отношении стран к такому кодексу, рассмотревших уже много его проектов, отражаются в требовании развивающихся стран придать кодексу обязательную силу по международному праву, в то время как позиция развитых стран состоит в том, что он должен быть "руководством по международной передаче технологии". Экономический аспект этих споров можно показать на том факте, что американцы платят за использование импортной технологии одну десятую часть того, что получают в виде платы за переданную за рубеж технологию. ............ |