Московская государственная юридическая академия
Институт правоведения
Заочная форма обучения
Кафедра истории государства и права
Курсовая работа
по истории отечественного государства и права
Перестройка советского государственного аппарата
при переходе к НЭПУ
Студент: Нищенкова Н.С.,
1 курс, 1 группа
Научный руководитель:
к.и.н., доцент Соколова С.Н.
Москва – 2010
План
1. Введение
2. Переход к нэпу и необходимость приспособления государственного аппарата к его условиям
3. Перестройка аппарата по руководству народным хозяйством. Создание Госплана
4. Реорганизация ВЧК. Создание советской прокуратуры. Судебная реформа
5. Создание ЦКК – РКИ
6. Активизация деятельности Советов в конце восстановительного периода
7. Заключение
8. Список литературы
1. Введение
История советского общества 1920-х годов знаменательна большими переменами не только в хозяйственной, но и в социальной и политической сферах. В этот период в общественной жизни находила отражение борьба различных тенденций. Одни из них обусловливали объективные обстоятельства, в которых оказалась Советская республика, другие следовали из логики революционных преобразований, третьи были унаследованы из сложных перипетий эпохи «военного коммунизма». Если принять во внимание эту взаимосвязь, то можно получить более полное и многомерное представление о том, что произошло в стране в конце 1920-х гг. и что вслед за традицией, шедшей от Сталина, было названо «великим переломом».
Первая мировая война и последовавшая за ней гражданская имели для России катастрофические последствия.
Экономическая разруха затронула все хозяйственные отрасли: уровень производства упал до 14% довоенного, были разрушены многие железнодорожные пути, практически не работали почта и связь, продразверстка вела к сокращению крестьянских посевов, крестьянские хозяйства приобретали натуральный характер, жители городов, спасаясь от голода, бежали в деревни.
Из-за изменений социальной структуры и состава населения кризис затронул и социальную сферу. Политическое руководство столкнулось с явлением, которое известно как «деклассирование пролетариата». Росла преступность, широко распространилась детская беспризорность. Упало влияние в обществе российской интеллигенции, что было чревато для решения культурных задач большевиков.
На этом фоне происходила бюрократизация советского аппарата: к 1921 г. численность служащих государственных учреждений по сравнению с довоенным временем увеличилась в 2 раза. Полная национализация и передача средств производства в руки государства повышали роль центральных органов и подчиненных им хозяйственно-распределительных учреждений на местах. Образовывались гигантские трудноуправляемые структуры. Центральные органы ограничивали инициативу на местах и пытались решать все вопросы через непосредственно подчиненные им учреждения или через своих комиссаров. Наблюдалась тенденция к единоначалию, закреплению ответственности за конкретным лицом. Каждый орган управления стремился иметь на местах свои отделы и подотделы. ............