Харьковский гуманитарный университет
Народная украинская академия
Первое советское звуковое кино
Выполнила:
студ. группы БУ-31
Мельник Ольга
Харьков, 2008
Развитие кино в СССР
В царской России, как и в других капиталистических странах, киноискусство, служило, прежде всего, средством обогащения предпринимателей. Экран в основном заполняли детективные (приключенческие) картины, пошлые драмы и романы.
Прогрессивные устремления передовых мастеров дореволюционного киноискусства в России всячески подавлялись кинодельцами, цензурой, реакционной прессой.
И все-таки лучшие представители русского киноискусства даже в этих тяжелых условиях сумели внести значительный вклад в развитие мирового кинематографа. Русское киноискусство выдвинулось на одно из первых мест в мире. Режиссеры А.А. Протазанов, Б.М. Сушкевич, В.Р. Гардин, творчески используя в своих фильмах опыт передового русского театра, много работали с актерами, стремились развивать реалистические традиции. Широкую известность в то время получили талантливые актеры И.И. Мозжухин, О.И. Рунич, В.Г. Орлова и другие.
Еще в 1907 году Владимир Ильич Ленин говорил, что киноискусство в руках капиталистов приносит больше зла, чем пользы. Могущественным средством просвещения оно явится лишь тогда, когда станет достоянием народа. Это блестяще подтвердилось после Великой Октябрьской революции, когда кинопромышленность была передана в руки трудящихся.
Днем рождения советского киноискусства считается 27 августа 1919 года. В этот день В.И. Ленин подписал Декрет о национализации кинофотопромышленности, т.е. о переходе кинематографа из рук разных хозяйчиков в руки молодого советского государства.
Главная линия советского киноискусства 20-х годов была определена в революции XIII съезда партии, где указывалось, что кино должно быть средством коммунистического просвещения и агитации.
Советские киноработники поставили перед собой такие задачи, которых не знал буржуазный кинематограф. В своих произведениях они хотели отразить революционную борьбу масс, великие события эпохи, главным участником и героем которых был народ. Именно поэтому лучшие фильмы молодого советского киноискусства приобрели огромную, ранее неведомую силу художественного воздействия. Они встретили восторженный прием у наших зрителей и зрителей тех зарубежных стран, куда им удавалось проникнуть через цензурные рогатки. Первыми такими фильмами были «Броненосец Потемкин» режиссера С.М. Эйзенштейна и «Мать» В.И. Пудовкина.
В этих фильмах сказалось влияние передовых традиций русского революционного искусства, в частности творчества Горького и Маяковского. С исторической достоверностью и революционным пафосом показана в них борьба русского народа с царским самодержавием. Кинокартины Эйзенштейна и Пудовкина и у нас в стране, и за рубежом имели огромный успех. Американская Академия киноискусства признала «Броненосец Потемкин» лучшим фильмом 1926 года, а на Парижской выставке искусств он получил золотую медаль. Американский критик Дэвид Платт писал в то время, что, начиная с «Броненосца Потемкина» кинематограф перестал быть балаганом.
Свидетельством расцвета культуры народов СССР явились такие произведения национальных киностудий, как «Арсенал» (1929) и «Земля» (1931), поставленные А.П. ............