Часть полного текста документа:Первые пароходы. Вклад купцов Гадаловых в развитие пароходства на Енисее. 31 мая (12 июня) 1863 года над рекой прозвучал гудок первого парохода, получившего имя "Енисей" (длина 25 сажен, ширина 3 сажени, мощность 60 л. с.). Построен был пароход в 1862 году в Енисейске. Строительство парохода вела компания енисейских купцов. Среди них - Баландин, Грязнов, Калашников, Кытманов, непосредственно строителем был механик-самоучка - Худяков. Газета "Енисейские губернские ведомости" так сообщала об этом событии, которое стало отсчетом в деятельности енисейских речников: "Горожане взволнованно спешили на набережную - поглядеть, как чудо техники отходит в свое первое плавание... Величественно плыл пароход по гладкой поверхности Енисея, который своею тишиною как бы приветствовал нового гостя, нарушившего его вековое спокойствие..." В навигацию 1863 года пароход совершил несколько рейсов в низовья Енисея, в частности, первый из них сделан из Енисейска до Усть-Кеми и обратно. Первым капитаном судна ходил Попов Андрей Павлович. Пароход проработал на Енисее до 1907 года. К 1875 году на Енисее было уже 4 парохода и 7 барж. Они перевозили за навигацию до 130 тысяч пудов груза. В 1881 и 1883 годах красноярский купец Н. Г. Гадалов покупает у немецкой фирмы "Кноп" поочередно пароходы: 80-сильную "Москву" и 100-сильный "Дальман". Соорудив быстро причал и подсобное хозяйство, Н. Г. Гадалов открывает свое пароходство. Его пароходы курсируют по линии Красноярск-Минусинск. Вскоре пароходство пополняется пароходами "Россия", "Граф Игнатьев" и "Усердный". Укрепив пароходное дело, Н. Г. Гадалов пускает суда через Казачинские пороги до Енисейска. Гадаловский фарватер оказался удачным, и енисейская артерия стала полнокровно служить Красноярску. В 1888 году небольшой пароход "Сибирячка" поднялся по Подкаменной Тунгуске, побывал на Вельмо и Тее. В следующем году этот же пароход плавал по Нижней Тунгуске и Большому Касу. Основным типом несамоходного судна на Енисее была баржа. Размеры барж составляли: в длину 14-30 сажен, ширину 1.4-6.7 сажени, а осадка с грузом - не более 10 четвертей. Грузоподъемность барж не превышала 40 000 пудов. Пароходы на Енисее совершали рейсы обычно с возами, буксируя вверх две баржи, а вниз - не более трех. Скорость движения с баржами против течения выше Красноярска составляла семь, а вниз по течению - 19 верст в час. Наибольшее число судов работало на участке от Минусинска до Краснярска. Другие занимались перевозками грузов преимущественно на нижнем участке от Енисейска до устья, а также от Красноярска до Енисейска. С появлением паровых судов, ростом их количества, увеличением грузоподъемности, существенно расширяется номенклатура перевозимых грузов: хлеб, дрова, соль, лес, каменный уголь и т. д. Количество перевозок грузов по речным путям Сибири в 1913 году составляло 6,2 % от общего объема перевозимых грузов по рекам Сибири. В Енисейском бассейне в упомянутом году было перевезено 145 тыс. тонн различных грузов. В губернии бойко развивалась торговля, и это требовало перевозки по Енисею большого количества грузов и пассажиров. Несмотря на напряженный режим работы, в свободное от рейсов время пароходы часто выполняли необычную, благотворительную миссию. "Енисейские губернские ведомости" 3 июля 1882 года сообщали, что Н. Г. Гадалов устроил на своем пароходе "Москва" гулянья, а выручку - 256 рублей - передал в пользу приюта арестантских детей. ............ |