Часть полного текста документа:Первые попытки описания устройства Вселенной-Мира Все накопленные веками знания о природе вплоть до технического и житейского опыта были объединены, систематизированы, логически предельно развиты в первой универсальной картине мира, которую создал в IV в. до н. э. величайший древнегреческий философ (и, по существу, первый физик) Аристотель (384-322 гг. до н. э.), большую часть жизни проведший в Афинах, где он основал свою знаменитую научную школу. Биографическая справка. Аристотель является главным представителем греческой философской традиции, которая выработала утверждение о познаваемости природы. Это утверждение и в настоящее время является первопричиной любой науки, в противовес идеям, что природа находится под управлением богов (иногда очень причудливых), которые требуют умиротворения, а не познания. Аристотель сформировал свой взгляд на вселенную на основании интуитивного ощущения целостной гармонии. Основой для этой философии являлось понятие телеологии или финального случая. Он предполагал, что как отдельный объект (например, падающая скала), так и системы (например, движение планет), подчиняются в своем поведении некоторому всеобщему плану или судьбе. Это было особенно явным для живых систем, где компоненты функционируют на основе тесной кооперации, чтобы достичь конечной цели или конечного результата. Аристотель считался величайшим мыслителем своего времени. Однако с тех времен ни сам Аристотель, ни кто-нибудь еще не придумал, что хорошо бы проверить теории экспериментом - эти идеи люди упорно защищали в течение почти 2000 лет. На заре своего существования Христианская Церковь включила эти идеи в свое понятие Создателя, и таким образом Аристотелева физическая концепция мира была узаконена. Бросить вызов этим идеям было под церковным запретом в течение почти всех Средних веков, которая монополизировала право на идеи и истину. Когда эксперименты Галилея привели его к противоречию с воззрениями Аристотеля, он был подвергнут пыткам, как еретик, так как экспериментальные результаты считались менее убедительными по сравнению с руководством Аристотеля. Это было учение о структуре, свойствах и движении всего, что входит в понятие природы. Вместе с тем, Аристотель впервые отделил мир земных (вернее, "подлунных") явлений от мира небесного, от собственно Космоса с его якобы особенными законами и природой объектов. В специальном трактате "О небе" Аристотель нарисовал свою натурфилософскую физическую, вернее, физико-космологическую картину мира. Под Вселенной Аристотель подразумевал всю существующую материю (состоявшую, по его теории, из четырех обычных элементов - земли, воды, воздуха и огня и пятого - небесного - вечно движущегося эфира, который от обычной материи отличался еще и тем, что не имел ни легкости, ни тяжести). Аристотель критиковал Анаксагора за отождествление эфира с обычным материальным элементом - огнем. Таким образом, Вселенная, по Аристотелю, существовала в единственном числе. В картине мира Аристотеля впервые была высказана идея взаимосвязанности свойств материи, пространства и времени. Вселенная представлялась конечной и ограничивалась сферой, за пределами которой не мыслилось ничего материального, а потому не могло быть и самого пространства, поскольку оно определялось как нечто, что было (или могло быть) заполнено материей. ............ |