Часть полного текста документа:Первый христианский князь Оскольд-Николай Тамила Решетникова В последнее время в прессе появились сообщения о князе Оскольде как о первом крестителе Киевской Руси. Учитывая возникший у многих читателей интерес к этой теме и столкнувшись с неоднозначной (от доброжелательно-положительной до злобно-отрицательной) оценкой роли Оскольда в христианизации Руси, как наукой, так и церковью, я решила провести независимый поиск исторических данных, касающихся Киевской Руси IX века - периода правления князя Оскольда. По сказанию древних летописей, основанию Киева предшествовало пророчество апостола Андрея Первозванного, побывавшего в этих местах около 40-го года новой эры. Проплывая на ладьях по Днепру и увидев живописную местность с многочисленными поселениями людей, сказал он ученикам своим: "Видите ли горы эти? На сих горах возсияет благодать Божия, будет город великий и церквей много Бог воздвигнет". "И поднялся на горы эти, и благословил их, и поставил крест, и, помолившись Богу, сошел с горы той, где потом восстал Киев". Прошли века, и на благословенной земле из приднепровского племени полян являются три брата - Кий, Щек, Хорив и сестра их Лыбедь. Они и построили город во имя старшего из них. Память об этих князьях и их сестре осталась в названиях гор, речек, улиц в Киеве. На этой земле постепенно развивалась государственность. Собрав большое войско, Кий ходил в Царьград, и император принимал его "с великой честью". О Руси в районе Приднепровья, о том, что там живет "рослый, могучий народ", упоминается в сирийских документах того периода. В середине IХ столетия киевским князем по наследству становится Оскольд - прямой потомок Кия, как утверждают отечественные и зарубежные авторы ХV-ХVI веков (Я.Длугош, М.Стрийковский), пользовавшиеся древними хрониками, документами, летописями, часть которых позднее была утрачена. Из версий разных авторов выяснилось, что имя Оскольд связано с названием речки Оскол в Харьковской области. Слово "оскол" происходит от древнеплеменного названия сколотов-скифов, а суффикс "алд" существует в кельтских именах, что означает "высокий". Поскольку кельты соприкасались в передвижении со славянами, возможно, произошел синтез слов и получилось имя кельтского (французского) звучания у представителя династии киевичей. Это имя и сейчас, кстати, часто встречается в Западной Украине. В "Повести временных лет", после редактирования её российскими летописцами, которым свойственно "аканье", Оскольд стал Аскольдом. Поэтому в литературе с тех пор встречаются оба написания. Превращение Оскольда и его младшего брата в варягов, как считают многие историки, произошло в конце XI - начале XII веков, после третьей редакции "Повести временных лет". Оригинальная авторская рукопись не сохранилась. В ХVI веке, во времена царствования Ивана Грозного, в московских архивах были обнаружены погодные (т.е. ежегодные) записи времён Оскольда. При их изучении историками разных поколений было установлено много важных фактов и событий, подчас противоречащих "Повести временных лет", что позволило исследователям уверенно предположить допущенную в ней фальсификацию в начале XII века в пользу пришлой правящей династии Рюриковичей. Например, были изъяты материалы о крещении Руси в IX веке, тексты из "Летописи Оскольда" приписаны к Х веку. Итак, согласно историческим сведениям, Оскольд был выдающейся личностью своего времени, талантливым воином и государственным деятелем. ............ |