Часть полного текста документа: Министерство Образования и Науки Украины СевГТУ Кафедра философии и социальных наук Реферат Пещерные города Крыма Выполнил студент гр. Ф-11д Гаганов Михаил Сергеевич Севастополь 2000 год План: 1. Введение; 2. Чуфут-Кале; 3. Мангуп; 4. Эски-Кермен; 5. Тепе-Кермен; 6. Кыз-Кермен; 7. Качи-Кальон; 8. Бакла; 9. Список литературы. Введение Юго-Западный, горный Крым и в античной, и в средневековой литературе описывался как особый в культурном и историческом отношении регион: для древних греков это был край тавров, чьё отличие от остальной Скифии они всячески подчёркивали, а в средневековье, в эпоху нашествий кочевников, крымское нагорье стало основным районом обитания оседлого земледельческого населения. Это и послужило основой возникновения и расцвета "пещерных городов", крепостей, монастырей, расположенных на труднодоступных возвышенностях Внутренней горной гряды--на плато столовых гор и скалистых мысах. О названии "пещерные города". Это название представляется условным с точки зрения современных исследователей, озабоченных в первую очередь классификацией этих поселений на феодальные крепости-замки (Бакла, Тепе-кермен, Кыз-кермен, Каламита, Сюреньская крепость); монастыри, не имевшие специальных оборонительных сооружений (Успенский, Шулдан, Челтер) и собственно города, центры торговли и ремесла вблизи оживленных торговых путей. Это Мангуп н Чуфут-кале, причем как города они функционировали в XIV-XV вв., а на раннем этане это скорее крепости. Крупным городом мог стать н Эски-кермен, если бы не причиненные ему разрушения.! Сегодня благодаря раскопкам выявлен облик средневековых наземных сооружений, именно к ним приковано внимание исследователей - их можно датировать археологически, сопоставлять находки с письменными источниками и т. д. В рамках этого подхода пещеры скорее "мешают" - культурный слой в них и вокруг них отсутствует (проще говоря, "выметен начисто"). От них отмахиваются, приписывая нм вспомогательную, хозяйственную, подчиненную роль. Но вряд ли можно ограничиться таким заявлением, когда речь идет о пещерных храмах, монастырях, склепах, а порой и жилищах. Традиция высекания пещер существовала среди местного населения издавна, и никогда не прерывалась, вплоть до XIXв. Даже при поверхностном наблюдении ясно, что они возникали в разное время, неоднократно переделывались и вполне правомерно допустить, что средневековые строители приспособили к своим нуждам созданное ранее, добавив что-то своё. Ряд исследователей и путешественников по Крыму высказали мнение, что пещерные поселения-дело рук местных племён. Чуфут-Кале . Чуфут-Кале - наиболее посещаемый и лучше других сохранившийся из "пещерных городов": последние жители оставили его в прошлом веке. С него (еще с екатерининских времен) начинали знакомство с "пещерными" городами и монастырями европейские путешественники, воображение которых они поражали н своей необычностью и загадочностью пещер. Преувеличивая сложность высекания пещер (в действительности местные известняки, особенно увлажненные, не столь трудны в обработке), они видели в них дело рук "доисторических" народов, искали аналогий с пещерными поселениями так называемых "троглодитов" Индии, Египта, Кавказа. ............ |