О чем молчат наши гимны
«За последние три столетия в России сменилось более десяти гимнов, причем шесть из них - в XX веке. Это европейский рекорд, равно как и почти тридцатилетнее бытование двух бессловесных гимнов (1955-1977, 19912000). Что это означает и как характеризует страну, народ, культуру? Какую национальную идентичность и как мы ищем? Россия пишет гимны, гимны пишут Россию». Так предварила публичную лекцию «История России в гимнах» в Государственном университете - Высшей школе экономики ее автор, кандидат исторических наук Ирина КАРАЦУБА. Приводя самые интересные отрывки из этой лекции накануне Дня России, мы предлагаем еще раз вслушаться в звучание одного из государственных символов страны, чтобы понять, что он говорит о нас самих.
Гимн (от греческого «himnos») - это хвалебная песнь в честь бога, царя, героя. На Руси долгое время существовали лишь церковные гимны. Вопрос о светском гимне встал впервые в XVIII веке при Петре I. Тогда писались не гимны (само понятие гимна появилось лишь в XIX веке), а скорее гимнические мелодии и канты (то есть песни). К 1725 году, концу правления Петра, на первое место вышла солдатская песня - «Преображенский марш».
С 1856 до 1918 года эту мелодию дважды в день вызванивали куранты Спасской башни Кремля. Главные идеи в ней - воинская слава («помнят турки нас и шведы») и имперская мощь, что характерно для ранних, архаичных, периодов развития народов. После революции во время Гражданской войны эта мелодия стала официальной гимнической мелодией Белого движения. В СССР она была практически запрещена, но ее все равно переделывали, перелицовывали. Например, известный советский композитор Семен Чернецкий использовал переработанную мелодию «Преображенского марша» в своих встречных маршах, которые открывают все парады на Красной площади.
Царствование Екатерины Великой ознаменовалось завоеванием Крыма и всего Северного Причерноморья, в честь чего был дан Таврический бал в апреле 1781 года, на котором впервые прозвучал знаменитый полонез «Гром победы, раздавайся!» (музыка Козловского, стихи Державина). В качестве гимнической мелодии он исполнялся в войну 1812 года и вплоть до 1815-1816 годов. «Храбрость Россов почитая, Тавр под нами и Кавказ», - читаем текст полонеза. Утверждение на Кавказе было еще впереди, но песня уже намечала политическую программу России на будущее. В полонезе четко прослеживается и патерналистская идея - «Славься сим, Екатерина! Славься, нежная к нам мать!». Потом это аукнется уже в XX веке - в обращениях к Сталину («отец» нации, вождь и т. д.).
При Александре I поменялась политическая программа, чему способствовали война 1812 года, заграничные походы, создание Священного союза, в который объединились Россия, Австрия, Пруссия, потом к ним присоединились и другие страны. Тогда появилась и идея европейского единства, которую решили поддержать выработкой единого европейского гимна. За музыкальную основу была взята мелодия гимна одной из передовых стран, которая помогла победить Наполеона, - Великобритании. На музыку «Боже, храни короля» (автор - школьный учитель Генри Кэри) Василий Жуковский пишет стихотворение «Молитва русских». Эта песня становится русским гимном, просуществовав в этом качестве с 1816 по 1833 год. Там есть интересная строчка - «все ж недостойное прочь отжени», то есть указывается, что в державе российской может быть и что-то недостойное, от которого народ просит Бога его уберечь.
В самом же факте, что у нас двадцать лет использовалась мелодия английского гимна, нет ничего обидного, потому что эта мелодия в первой половине XIX века использовалась в 23 странах мира!
Это знак того, что мы ассоциировали себя с Европой. ............