MaterStudiorum.ru - домашняя страничка студента.
Минимум рекламы - максимум информации.


Авиация и космонавтика
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биографии
Биология
Биология и химия
Биржевое дело
Ботаника и сельское хоз-во
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Издательское дело и полиграфия
Инвестиции
Иностранный язык
Информатика
Информатика, программирование
Исторические личности
История
История техники
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютерные науки
Косметология
Краткое содержание произведений
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культура и искусство
Культурология
Литература и русский язык
Литература(зарубежная)
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика
Медицина, здоровье
Медицинские науки
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги, налогообложение
Наука и техника
Начертательная геометрия
Новейшая история, политология
Оккультизм и уфология
Остальные рефераты
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Право, юриспруденция
Предпринимательство
Промышленность, производство
Психология
Психология, педагогика
Радиоэлектроника
Разное
Реклама
Религия и мифология
Риторика
Сексология
Социология
Статистика
Страхование
Строительные науки
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Управленческие науки
Физика
Физкультура и спорт
Философия
Финансовые науки
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
Экология
Экономика
Экономико-математическое моделирование
Экономическая география
Экономическая теория
Эргономика
Этика
Юриспруденция
Языковедение
Языкознание, филология
    Начало -> Культура и искусство -> Песни о главном

Название:Песни о главном
Просмотров:66
Раздел:Культура и искусство
Ссылка:none(0 KB)
Описание: О чем молчат наши гимны «За последние три столетия в России сменилось более десяти гимнов, причем шесть из них - в XX веке. Это европейский рекорд, равно как и почти тридцатилетнее бытование двух бессловесных гимнов (1

Часть полного текста документа:

О чем молчат наши гимны

«За последние три столетия в России сменилось более десяти гимнов, причем шесть из них - в XX веке. Это европейский рекорд, равно как и почти тридцатилетнее бытование двух бессловесных гимнов (1955-1977, 19912000). Что это означает и как характеризует страну, народ, культуру? Какую национальную идентичность и как мы ищем? Россия пишет гимны, гимны пишут Россию». Так предварила публичную лекцию «История России в гимнах» в Государственном университете - Высшей школе экономики ее автор, кандидат исторических наук Ирина КАРАЦУБА. Приводя самые интересные отрывки из этой лекции накануне Дня России, мы предлагаем еще раз вслушаться в звучание одного из государственных символов страны, чтобы понять, что он говорит о нас самих.

Гимн (от греческого «himnos») - это хвалебная песнь в честь бога, царя, героя. На Руси долгое время существовали лишь церковные гимны. Вопрос о светском гимне встал впервые в XVIII веке при Петре I. Тогда писались не гимны (само понятие гимна появилось лишь в XIX веке), а скорее гимнические мелодии и канты (то есть песни). К 1725 году, концу правления Петра, на первое место вышла солдатская песня - «Преображенский марш».

С 1856 до 1918 года эту мелодию дважды в день вызванивали куранты Спасской башни Кремля. Главные идеи в ней - воинская слава («помнят турки нас и шведы») и имперская мощь, что характерно для ранних, архаичных, периодов развития народов. После революции во время Гражданской войны эта мелодия стала официальной гимнической мелодией Белого движения. В СССР она была практически запрещена, но ее все равно переделывали, перелицовывали. Например, известный советский композитор Семен Чернецкий использовал переработанную мелодию «Преображенского марша» в своих встречных маршах, которые открывают все парады на Красной площади.

Царствование Екатерины Великой ознаменовалось завоеванием Крыма и всего Северного Причерноморья, в честь чего был дан Таврический бал в апреле 1781 года, на котором впервые прозвучал знаменитый полонез «Гром победы, раздавайся!» (музыка Козловского, стихи Державина). В качестве гимнической мелодии он исполнялся в войну 1812 года и вплоть до 1815-1816 годов. «Храбрость Россов почитая, Тавр под нами и Кавказ», - читаем текст полонеза. Утверждение на Кавказе было еще впереди, но песня уже намечала политическую программу России на будущее. В полонезе четко прослеживается и патерналистская идея - «Славься сим, Екатерина! Славься, нежная к нам мать!». Потом это аукнется уже в XX веке - в обращениях к Сталину («отец» нации, вождь и т. д.).

При Александре I поменялась политическая программа, чему способствовали война 1812 года, заграничные походы, создание Священного союза, в который объединились Россия, Австрия, Пруссия, потом к ним присоединились и другие страны. Тогда появилась и идея европейского единства, которую решили поддержать выработкой единого европейского гимна. За музыкальную основу была взята мелодия гимна одной из передовых стран, которая помогла победить Наполеона, - Великобритании. На музыку «Боже, храни короля» (автор - школьный учитель Генри Кэри) Василий Жуковский пишет стихотворение «Молитва русских». Эта песня становится русским гимном, просуществовав в этом качестве с 1816 по 1833 год. Там есть интересная строчка - «все ж недостойное прочь отжени», то есть указывается, что в державе российской может быть и что-то недостойное, от которого народ просит Бога его уберечь.

В самом же факте, что у нас двадцать лет использовалась мелодия английского гимна, нет ничего обидного, потому что эта мелодия в первой половине XIX века использовалась в 23 странах мира!

Это знак того, что мы ассоциировали себя с Европой. ............







Похожие работы:

Название:Музыкальный фольклор в современной композиторской практике
Просмотров:372
Описание: Проблема использования фольклора в композиторской практике приобретает все большую значимость. Существуют крайние взгляды относительно значения фольклора для композиторского творчества - его переоценка или нед

Название:Тезисы композиторской кухни
Просмотров:357
Описание: Член Союза композиторов России, композитор П.П.Морозов Сочинять музыку нужно регулярно, не дожидаясь так называемого вдохновения. Вы не должны от него зависеть, пусть оно зависит от вас. И чем регулярнее Вы это бу

Название:Национальные хоровые композиторы Пермского края. Татарские композиторы
Просмотров:375
Описание: Пермский Краевой Колледж Искусства и Культуры Курсовая работа по дисциплине История хорового искусства на тему Национальные хоровые композиторы Пермского края. Татарские композиторы

Название:Життя і творчість українського композитора М.В. Лисенка
Просмотров:437
Описание: Вступ   Микола Віталійович Лисенко — найвидатніший український композитор другої половини XIX — початку XX ст. Він став основоположником української класичної музики, увійшов в історію національного мистец

Название:Геніальна творчість видатного російського композитора Модеста Петровича Мусоргського
Просмотров:352
Описание: Зміст Вступ Служитель народу Висновок Список литературы Вступ "Крест на себя наложил я, - говорил великий композитор, - и с поднятой головой бодро и весело пойду против всяких к святой, сильной, п

 
     

Вечно с вами © MaterStudiorum.ru