Часть полного текста документа:Пестель Павел Иванович (1793-1826) Пестель Павел Иванович - революционер, мыслитель, один из руководителей декабристов. Сторонник теории естественного права и общественного договора. Арестован накануне восстания 1825 и затем казнён. Работы были им уничтожены. Сохранилась только "Русская правда", где определен революционный путь установления республиканского строя в России. Религиозно-деистический подход нашёл выражение в "Русской правде" П.И.Пестеля (1793-1826). В ней провозглашалось, что первоначальная обязанность человека состоит в сохранении своего бытия. Учение: Разделение государства на правительство и народ. "Все здесь сказанное об обществах вообще относится равным образом и до гражданских обществ, которые будучи устроены и в порядок приведены, получают название государства. Гражданское общество, как и всякое другое, имеет свою цель и должно избирать средства для достижения оной. Цель состоит в благоденствии общества и каждого из членов оного общества в особенности. В сей цели все согласны. Для достижения оной нужны средства или действия. Действия сии разделяются на общие и частные. Общим действием называется то, которое касается всего общества, а следовательно, и производится от лица всего общества. Частным - то, которое составляет занятия и упражнения каждого члена в особенности. Избрание средств для достижения сказанной цели и действие, сообразное с сим избранием, ведет к разделению членов гражданского общества на повелевающих и повинующихся. Действие от лица всего общества составляет обязанность первых; действие от лица частных членов предоставляется вторым. Когда гражданское общество получает название государства, тогда повелевающие получают название правительства, а повинующиеся - название народа. Из сего явствует, что главные или первоначальные составные части каждого государства суть: правительство и народ". Взаимные отношения правительства и народа. "Правительство имеет обязанность распоряжаться общим действием и избирать лучшие средства для доставления в государстве благоденствия всем и каждому. А посему имеет оно право требовать от народа, чтобы оный ему повиновался. Народ же имеет обязанность правительству повиноваться; но зато имеет право требовать от правительства, чтобы оно непременно стремилось к общественному и частному благоденствию и только бы то повелевало, что истинно к сей цели ведет и без чего не могла бы оная быть достигнута. На сем единственно равновесии взаимных обязанностей и взаимных прав может существование какого бы то ни было государства быть основано, а посему и переходит государство, при потере сего равновесия, из природного и здорового своего положения в состояние насильственное и болезненное. Установление своего равновесия на твердых основах есть главная цель сея "Русской правды" и коренная обязанность каждого законодателя". Каждое право основано быть должно на предшествующей обязанности. "Об обязанностях было упомянуто здесь прежде, нежели о правах, потому, что право есть одно только последствие обязанности и существовать иначе не может, как основываясь на обязанности, ему предшествовавшей. Первоначальная обязанность человека, которая всем прочим обязанностям служит источником и порождением, состоит в сохранении своего бытия. ............ |