Ивановский филиал ГОУВПО “РГТЭУ”
Контрольная работа
по Отечественной истории
на тему: Петровские преобразования и русское общество первой четверти ХVШ века
Cпециальность - ЭУТП
Фамилия- Молокова
Имя-Юлия
Отчество- Валентиновна
Шифр-07-25
Иваново 2008
Введение
Преобразование России в первой четверти 18 века связаны с именем Петра 1, сына царя Алексея Михайловича и его второй жены Натальи Кирилловны Нарышкиной.
Петр обладал выдающимися умственными способностями, железной волей и неиссякаемой энергией. Он постоянно и целеустремленно учился. Недаром Петр 1 носил перстень с надписью: «Аз есмь в чину умных и учащих мя требую».
Культурный процесс, который берет начало в петровское время, носит характер столь радикального обновления, что в литературе часто используются термины «поворот», «переворот». Казалось, что в последние годы 17 века Россия во многом еще сохраняла облик и ценности древней и средневековой Руси. И вдруг это море все заполнявшей средневековой традиции словно ушло, обнажив дно. И ото всюду со сказочной быстротой появлялись новые побеги, ничем не похожие на прежние. Сразу пришло столько нового: быт, одежда, манеры, войско, мораль, даже столица. Если еще в 17 веке наблюдаются лишь первые попытки, опыты изображения внутренней жизни человека, его помыслов, страстей, стремлений, добродетелей и пороков, то в начале 18 столетия в этом плане далеко шагнули вперед. Это относится к литературе, науке, образованию, живописи, скульптуре, к культуре в целом. Характерно для этого времени стремление к светскости, гуманистическому восприятию действительности.
Россия уже в этом столетии ускоренными темпами начинает ликвидировать отставание в культурном развитии, столь характерное для прошлых столетий. Отечественные ученые и писатели, поэты и живописцы, архитекторы и скульпторы сделали возможным титанический взлет русской культуры, произошедший в следующем столетии, которое с полным основанием называется золотым веком отечественной культуры.
Преобразования первой четверти 18 века в области образования и культуры дали новую жизнь России. Открываются школы, издаются учебные пособия, словари, буквари. Люди становятся образованными.Главными чертами развития культуры в эпоху Петра 1 стали усиление ее светских начал и активное проникновение западноевропейских образов.
Первые годы правления Петра; внешнеполитическое положение России
Петр родился 30 мая 1672 г. от второй жены царя Алексея Михайловича — Натальи Кирилловны Нарышкиной. После смерти Алексея Михайловича в 1676 г. царем стал его старший сын Федор Алексеевич от первой жены Алексея Михайловича — Марии Милославской. Власть оказалась в руках Милославских. Мать Петра и все его близкие подверглись опале.
Смерть болезненного царя Федора в 1682 г. привела к ожесточенной борьбе за власть между дворцовыми группировками Милославских и Нарышкиных.
Победа Милославских завершилась кровавыми событиями в мае 1682 г. Партия Нарышкиных была разгромлена.
Наталья Кирилловна вместе с десятилетним Петром была вынуждена удалиться в подмосковный дворец в Преображенском, где жила в постоянном страхе и ожидании новых козней Милославских. Здесь в селе Преображенском прошли отроческие годы Петра.
В обстановке опалы и гонений со стороны Милославских Петр не получил обычного в то время в царской семье полубогословского образования.1 Все его обучение свелось к грамоте, письму и тем немногим сведениям по математике, истории и географии, какие мог дать ему его учитель — подьячий Челобитного приказа Зотов.
С малых лет Петр проявлял интерес к военным играм. ............