Часть полного текста документа:Певческие циклы Обихода Гусейнова З. М. В нотированных книгах православного Богослужения бoльшая часть песнопений представлена в рамках какой-либо устойчивой группы - функциональной, жанровой, гласовой. Принадлежность песнопений к данной группе определяет особенности их текстового и музыкального содержания. В результате подобной группировки песнопений образуется цикл - по словам Рамазановой Н.В., "некое художественное единство, складывающееся из разных по содержанию частей. Их объединение художественно оправдано и обладает внутренней логикой, направленной на раскрытие определенной темы"1. Протопопов Вл. В. пишет: "церковные песнопения собираются в компактные, сосредоточенные формы, поскольку группируются в определенном порядке данного чина, службы или их округленных частей"2. Циклы песнопений и принципы цикличности вообще в той или иной мере рассматривались многими музыкантами-медиевистами3, в результате чего стало возможным выявление основных черт цикла, складывающегося в древнерусском церковном пении. Они сформулированы, в частности, Богомоловой М.В. при рассмотрении стихир путного распева из службы преп. Козьме и Дамиану по рукописи Государственного исторического музея, собрания Щукина № 767. Автор, анализируя песнопения, выделяет характерные черты цикла: гласовая общность, единообразие содержания, близость мелодической канвы песнопений, функциональная общность, однотипность формы4. И, обобщая результаты наблюдений, Богомолова М.В. отмечает существенные особенности формирования цикла: "Одновременное сочетание стабильности и мобильности в интонационных формулах обеспечивало возможность их широкого применения и привносило в распев живое дыхание, вариантную изменяемость традиционных мелодических оборотов"5. И далее. "При несомненной взаимосвязи структуры текста и напева, их взаимообусловленности, наблюдается нейтральность напева к образному содержанию текста. Напеву свойственна предельная обобщенность музыкального образа, в котором нет места отражению субъективного, индивидуального начал, присущих тому или иному тексту"6. Формирование циклов в Обиходе7 происходит особым образом. Наличие в данной книге песнопений в виде циклов почти никогда не предполагает их действительно "циклического", то есть одного за другим, исполнения. Более того, в большинстве случаев образование циклов в книге связано не с литургическими, а музыкальными закономерностями, и дело здесь в следующем. Изложение материала в нотированном Обиходе8 заключается преимущественно в представлении музыкальных разделов богослужения в нескольких видах. Эти виды формируются по-разному. Во-первых, на протяжении Всенощного Бдения или Литургии один и тот же припев или песнопение повторяется точно или с изменениями несколько раз, выполняя функции своеобразного рефрена. Суммарное проведение его на протяжении службы создает особые условия для формирования особого - "рассредоточенного" - цикла. Во-вторых, на Всенощном Бдении или Литургии некоторые тексты меняются в зависимости от исполнения службы в тот или иной день. Например, из всего цикла Прокимнов дневных в течение одной службы исполняется только один Прокимен из семи, соответствующий дню седмицы. Однако в нотированном Обиходе присутствуют, в соответствии с количеством дней недели, все семь Прокимнов, что создает в рамках книги, содержащей последовательность одной службы, дополнительное ее расширение. ............ |