Часть полного текста документа:Письменная коммуникация современных школьников как отражение уроков русского языка в средней школе Николенкова Н. В. В 1860 году в Императорском Петербургском университете академиком И.И.Срезневским были читаны публичные лекции "Об изучении родного языка". В них и в опубликованных на их основе работах он говорил: "Знание родного языка необходимо предполагает приложение сил ума, внимательности, сообразительности, отчетливости и вместе с ними той силы, которая называется исследовательностью, проникающей в тайны законов существования предмета знания по частям и в цельности.. Иначе дитя и затвердит многое, но только затвердит, не более - и скоро забудет" [Срезневский 1871, с.17]. Академик Срезневский создает этот цикл лекций и рассказывает о своих представлениях, как, чему и по каким книгам надо учить русскому языку, так как, по его собственным словам, ему "пришлось учить родных детей". Поэтому все мысли ученого-русиста - это еще и размышление отца о будущем детей, о том, что им будет необходимо в жизни. Нам кажется, что идеи, высказанные 150 лет назад великим русским ученым, не находят своего применения в курсе преподавания русского языка в современной школе, несмотря на то что и сегодня не потеряли своей актуальности. Среди множества новых на сегодняшний день форм письменной коммуникации есть одна, большинство участников которой - дети и подростки. Это sms-переписка. На сегодняшний день есть исследования в области языка интернет- и sms-сообщений, в абсолютном большинстве которых отмечается и специфика орфографии такой переписки, и "спецсимволы", которые используют пользующиеся этим видом передачи сообщений, и пренебрежение правилами русской пунктуации в них [Дедова 2007, с. 342-343]. Мы предлагаем для обсуждения такой аспект: как отражается в данной форме письменной коммуникации школьников характер обучения русскому языку в средней школе. Проводя свой эксперимент на сравнительно небольшой группе детей (автор доклада имеет дочь-школьницу с весьма широким кругом общения - от семи до пятнадцати лет), мы получили результаты, которые представляют несомненный интерес как для лингвистических исследований, так и для методистов, работающих над составлением школьных учебников и справочных пособий для школы. Итак, мы будем использовать в качестве примеров тексты, созданные следующей группой школьников. Варя - 8 лет, закончила 2 класс, русский язык "5". Лиза, Таня и Эльвира - 11 лет, 5 класс, "4". Аня - 12 лет, 6 класс, "4". Настя - 12 лет, 6 класс, "3". Алёна и Стася - 13 лет, закончили 7 класс, русский язык "3" (как и названные выше Настя и Таня, обе девочки - спортсменки, посещающие школу в перерывах между тренировками). Даша - закончила 7 класс, 13 лет, отличница. В качестве оценки берется итоговая годовая, при этом старшие девочки уверены в том, что она отражает их знание русского языка. Здесь же заметим, что для исследования привлекалась более широкая группа детей, но с названными выше 9 участницами эксперимента автор имеет хороший личный контакт, поэтому нам удалось предложить школьникам и другие формы работы с уже созданными ими текстами, которые позволили скорректировать полученные результаты. 1. Современные школьники (как "троечники", так и "отличники") испытывают затруднения в написании слов, известных им из жизни, но не отрабатываемых в школьной практике. ............ |