Часть полного текста документа:Питейное дело в Ярославской губернии в конце Х1Х - начале ХХ века Г.В. Карандашев А к чему же вела политика правительства, столь часто вмешивавшегося в питейное дело? Для ответа на этот вопрос следует обратиться к анализу такого мероприятия, как казенная водочная монополия. Противоречивые оценки государственной монополии встречаются в трудах современников, а также в более поздних исследованиях. Тем интереснее рассмотреть ее, опираясь на архивные материалы. В Ярославской губернии казенная продажа водки была введена 1 июля 1901 года. По всей губернии открылись казенные винные лавки: в городах - 73 (в том числе в Ярославле -30, Рыбинске -15), в уездах - 249 [1]. С введением казенной монополии в губернии учреждалось Попечительство о народной трезвости. С помощью этой организации правительство стремилось "распространять среди населения здравые понятия о вреде неумеренного потребления крепких напитков" [2]. В этом выражалась забота правительства о народной нравственности, особенно после открытия в губернии 322 -х казенных винных лавок. Попечительство в целях отвлечения народа от пьянства - к этому свелась его основная деятельность, хотя следовало еще следить за питейной торговлей, устраивали чайные, библиотекичитальни и т. п. [3]. Надзор за постановкой питейной торговли оказался неэффективным [4]. Населением " довольно охотно посещались чтения с туманными картинками..., но к деятельности Попечительства народ относился равнодушно" [5]. Производство спирта осуществлялось как на частных заводах, так и на устраиваемых казенных. Ректификация производилась в Ярославле на заводе вдовы тайного советника ШубинойПоздеевой, а в Рыбинске - на ректификационном отделении винного склада, монополия распространялась и на ректификацию. В городах Рыбинске и Ярославле были построены казенные винные склады, их совместный оборот в 1913 году составил 7,54 млн. литров водки 40° [6]. В Ярославской губернии существовало еще десять частных винокуренных заводов, самыми крупными из которых были Орловский и Карабихский [7]. Введение казенной продажи питей привело к возникновению ряда противоречий между местным самоуправлением и центральной властью. Во-первых, были прекращены сборы в пользу земства с патентов на заводы и заведения для выделки и продажи питей (25% патентного сбора шло в пользу земства.). Все же правительство постановило давать временное вознаграждение, соответствующее среднему поступлению этих сборов за пятилетие 1896-1900 годов. Но из-за размера выплат возник спор. Начиная с 1902 года, полное годовое вознаграждение было определено в сумме 58,5 тыс. рублей [8]. Во-вторых, было отклонено ходатайство Ярославского губернского земского собрания о передаче в ведение земства Попечительства о народной трезвости, плохо справлявшегося со своими обязанностями [9]. В-третьих, вследствие введения монополии понесли убытки сельские общества, получавшие выплаты от содержателей питейных заведений. В счет этих доходов были введены специальные подушные подати и поземельные сборы [10]. В Ярославском губернском земстве осуждали политику обогащения государственной казны за счет спаивания населения. ............ |