Реферат выполнил: студент группы ГГ-1-07 Понамарев Алексей.
Московский Государственный Горный Университет
Москва 2009 г.
Соболевский Петр Константинович (1868-1949) родился в уездном городе Бела (бывшей Седлецкой губернии). Отец его был мелким чиновником казначейства, был хорошо образован и отличался известным вольномыслием. Мать Соболевского была также высоко образована для своего времени и среды, давала уроки иностранных языков. Будучи значительно культурнее окружающей чиновничьей среды, Соболевские прилагали все усилия, чтобы дать образование и детям. В 1881 году им удается устроить сына в Курскую гимназию. Однако недостаток средств вынуждает П. К. Соболевского для того чтобы продолжать учебу, уже с 3-го класса гимназии начать самостоятельно добывать средства к существованию, выступая в роли репетитора у неуспевающих сынков богатых родителей. С 4-го класса начинается уже систематическая педагогическая деятельность П. К. Соболевского. Он становится воспитателем группы иногородних гимназистов, проживающих на частных квартирах. Это позволило мальчику окончательно избавить семью от забот о своем содержании.
Уже в гимназии проявился у П. К. Соболевского интерес и способности к физико-математическим наукам. Он тратит все свои ничтожные средства на приобретение научной литературы и с увлечением читает книги по математике, астрономии и физике.
В 1889 году Соболевский оканчивает гимназию и поступает в Петербургский горный институт.
Окончив в 1898г. Петербургский горный институт, он начал свою инженерную деятельность на шахтах Донбасса.
Начало деятельности П. К. Соболевского в Донбассе совпадает с интенсивным развитием горной промышленности. Добыча угля за период 1890—1900 годов возросла примерно в 3 раза. Этот период характерен усиленным проникновением в русскую горную промышленность иностранного капитала в виде различных французских, английских и бельгийских компаний.
Стремящиеся извлечь в кратчайший срок как можно больше прибыли из недр России иностранные предприниматели оборудовали шахты примитивной техникой и могли лишь показать пример самых хищнических способов разработки, самой варварской эксплуатации русских рабочих.
Ознакомившись с работами иностранцев, П. К. Соболевский убедился, что у них нечему учиться. Наоборот, у него — русского горного инженера — возникла идея предпринять шаги для упорядочения разработки природных ресурсов Донбасса, опираясь при этом на труды русских ученых и инженеров и проявляя собственную инициативу. П. К Соболевский утверждал, что эти явления подчинены общим закономерностям, и дело горной науки установить эти закономерности. В своей научной деятельности П. К. Соболевский воспринял идеи передовых русских ученых, и смело выступил против метафизических представлений, господствовавших среди значительной' части горных специалистов дореволюционной России.
В горнотехнической литературе дореволюционной России нередко высказывались суждения о том, что геометрические методы при решении задач горного и геологоразведочного дела имеют лишь второстепенное значение и не могут давать самостоятельных решений, ибо являются формальными и могут лишь интерпретировать данные математического анализа.
Такой метафизический подход к вопросу поставил в тупик буржуазных ученых, когда практика выдвинула перед наукой задачи, которые оказались неразрешимыми или трудно разрешимыми аналитическим путем.
Прежде всего, необходимо было получить правильное представление о недрах Донбасса. ............