Часть полного текста документа:Плач о пленении и о конечном разорении Московского государства Одним из самых ярких эмоциональных откликов на бедствия, постигшие Россию в Смутное время, стал "Плач о пленении и конечном разорении Московского государства". Анонимный "Плач" возник, по предположениям С.Ф. Платонова летом-осенью 1612 г. в одном из провинциальных городов, вероятно в Казани. Текст "Плача" использован составителем так называемого "Казанского сказания", компиляции, датируемой М.Н. Тихомировым теми же месяцами 1612 г., к которым С.Ф. Платонов относит создание "Плача". Сам "Плач" рано получает общерусское распространение: в 30-40-е гг. XVII в. его сокращенная редакция включается в сборник, составленный жителями Устюга Великого, в 1672-1674 гг. входит в состав московской исторической компиляции о Смутном времени. В XVII в. "Плач" был присоединен в качестве заключительной главы к "Сказанию Авраамия Палицына". По своему характеру "Плач" напоминает произведения XIII-XIV вв., в которых древнерусские книжники пытались понять причины "гибели Руси" во время татаро-монгольского нашествия. Более всего отдельные фрагменты "Плача" близки к "Слову о погибели Русской земли", ибо в зачине "Плача" его неизвестный автор воспевает настоящую похвальную песнь России и ее красоте. Однако в этом отношении автор "Плача" идет намного дальше автора "Слова о погибели Русской земли". И основная причина в том, что, по глубочайшему убеждению автора "Плача", к началу XVII столетия Россия стала истинным богоизбранным государством. Поэтому эпитеты и понятия, которые в "Плаче" применяются к характеристике России связаны не столько с описанием ее красоты, сколько служат подтверждением ее богоизбранности, а русский народ объявляется единственным истинным "народом христианским". Особо подчеркивается значение Москвы, как богоизбранного города. Столица России, Москва - это "высокоименитый и преславно царствующий град", "самой земли око", "вселенной светлость". Именно здесь в Успенском соборе хранится Владимирская икона Божией Матери и потому Москва является единственном в мире городом, находящимся под покровительством Богородицы - "Пречистой Владычицы нашей град и наследие". И Покров Божией Матери, распростертый над Москвою, неоднократно спасал столицу России от многоразличных напастей. В итоге же автор "Плача" именует Москву "дщерью Нового Сиона", как бы развивая тот ряд идеалов-образов, которые возникли в России в XVI веке, углубляя их ветхозаветные аналогии. Стоит напомнить, что сами понятия "Сион", "Израиль", "Иерусалим" восходят к библейской символике. Так, "Новый Иерусалим", согласно Откровению Иоанна Богослова, - это святой город, "новый, сходящий от Бога с неба", символ чистоты и правды, "ибо сила Божия осветила его" и "спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою" (Откр. 21:2, 23-24). "Израилем" в Библии называется избранный Господом народ. Столь же глубок и образ "Сиона", святой горы в Иерусалиме, в Библии трактуется как "вышний Иерусалим" (Евр. 12:22), как символ присутствия и благословения Божиего (Пс. 128:5; 132:13; Ис. 8:18; 24:23; Евр. 12:22; Откр. 14:1). Следовательно, Москва, называемая "Новым Сионом", в данном случае воспринимается как избранный Богом город, таким же, как древний Иерусалим. Образ "дщери (дочери) Сиона" также восходит к Библии - к книге пророка Иеремии (6:2,23; 13:21 и др.). ............ |