Урок-путешествие в 11 классе по астрономии на тему:
«Планеты-гиганты. Плутон»
Цель: рассмотреть вопросы физической природы планет-гигантов.
Задачи:
а) общеобразовательные -- формирование понятий об основных физических характеристиках планет-гигантов;
б) развивающие – формирование умения анализировать информацию;
в) воспитательные – формирование научного мировоззрения учащихся в ходе знакомства с историей изучения и природой планет-гигантов.
Ход урока
1. Организационный момент
Здравствуйте ребята! Сегодня мы проводим с вами не просто урок астрономии, а урок- путешествие по планетам-гигантам и снимаем его на видеокамеру. Не стоит бояться камеры и оператора, чувствуйте себя легко и свободно, как на обычном уроке и воспринимайте это, как возможность после урока посмотреть на себя со стороны и оценить нашу работу. Итак, тема нашего урока «Планеты-гиганты. Плутон». В рабочих тетрадях это Урок 14. Откройте его. Цель нашего урока: изучить физическую природу планет гигантов. И для того чтобы достичь нашей цели, ваши же одноклассники помогут нам совершить незабываемое путешествие по планетам-гигантам. Они подготовили самостоятельно презентации по каждой из планет.
2. Актуализация знаний
Но прежде чем мы начнем наше путешествие, вы должны получить допуск к полету, а для этого вам необходимо ответить на вопросы теста по предыдущей теме «Планеты земной группы». На выполнение теста вам отводится 5 минут.
Тест «Планеты земной группы»
Вариант 1.
1. Самый большой перепад дневной и ночной температур поверхности у планеты … (Меркурий)
2. Высокая температура поверхности Венеры обусловлена…(парниковым эффектом)
3. Планета земной группы, средняя темпера поверхности которой ниже 0 0С… (Марс)
4. Большая часть поверхности покрыта водой у планеты… (Земля)
5. В состав облаков входят капельки серной кислоты у планеты … (Венера)
Вариант 2.
1. Планета, суточный перепад температур поверхности которой составляет около 1000С… (Марс)
2. Планеты, температура поверхности которых бывает выше + 400 0С … (Меркурий и Венера)
3. Планеты, в атмосфере которой часто происходят глобальные пылевые бури… (Марс)
4. Практически не имеют атмосферы планеты… (Меркурий и Плутон)
5. Планеты, обладающая биосферой… Земля
3. Изучение новой темы «Планеты-гиганты. Плутон»
Все получили допуск к путешествию. И теперь мы можем побывать с вами на планетах, которые пленили ученых не только своей красотой, но и загадочностью. Планеты-гиганты—Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун – намного массивнее, чем планеты земной группы, но имеют меньшую среднюю плотность, обладают большими скоростями вращения и многочисленными спутниками, а так, же мощными атмосферами, состоящими в основном из водорода и гелия. А самая далекая планета Солнечной системы – Плутон в марте 1999 года Международным Астрономическим союзом была переведена в разряд планет-астероидов с сохранением статуса планеты солнечной системы.
1) Мы покинули нашу планету, пролетели мимо Марса и первая из планет гигантов—это Юпитер. ............