Пневмония у детей: клиническое течение и симптомы
Впервые различие между течением пневмонии у взрослых и детей с подробным их клиническим описанием было дано Гергардтом (1834), Бартезом и Рийе, выделившими отдельные формы пневмонии – крупозную как первичную форму и лобулярную как вторичную. Зейферт (1838) ввел термин «бронхопневмонии», по существу повторив описание лобулярной пневмонии. По характеру воспалительного экссудата была выделена «катаральная» пневмония. В дальнейшем в основу выделения отдельных форм пневмоний была положена различная реактивность растущего организма, связанная с его общими анатомо-физиологическими особенностями, в частности с особенностями легочной ткани, с развитием нервной системы и иммунными силами организма, формирующими его ответную реакцию. Не меньшее значение имеют характер и степень приспособительной реакции организма к нарушению функции отдельных органов и систем, а также к нарушению основных патофизиологических процессов.
В раннем детском возрасте в связи с незрелостью центральной нервной системы и регуляторных механизмов пневмонии чаще всего принимают характер этого заболевания с нарушением функций ряда органов и систем. Реакция же самой легочной ткани при возникновении пневмонии («тканевая реактивность») отличается примитивностью, незрелостью [Г.Н. Сперанский, Вискотт], т.е. представляет собой разлитой воспалительный процесс со значительными сосудистыми расстройствами (см. выше). Поэтому среди пневмоний детского возраста выделяют отдельные формы, в первую очередь в зависимости от возраста ребенка. К примитивным формам относят все виды очаговой пневмонии (мелкоочаговая и сливная), к зрелым – крупозную (фокальную) пневмонию, которая у детей является зрелой формой, с аллергической перестройкой в результате предварительной микробной сенсибилизации организма [Лаухе, Лешке, Г.Н. Сперанский, Р.Л. Гамбург и др.].
Даже при идентичности возбудителя (пневмококк, стафилококк, вирусы, стрептококк, разные типы простейших и т.д.) клиника и исход пневмонии в различных возрастных группах будут различными. Поэтому на основании особенностей клинического течения отдельных форм пневмонии и значения их в общей структуре заболеваний и смертности детей выделяют:
а) пневмонию у новорожденных и у детей первых 2–3 месяцев жизни;
б) пневмонию у детей первых двух лет жизни;
в) пневмонию у детей дошкольного и школьного возраста.
Пневмония у новорожденных и у детей первых двух-трех месяцев жизни имеет наиболее тяжелое течение. Клиника и патогенез их различны и зависят как от характера возбудителя, так и от факторов немикробного характера, к которым относятся: внутриутробная и постнатальная асфиксия, родовая травма, токсикозы беременности и заболевания матери в различные сроки беременности, нарушения гигиенического режима родильного учреждения, в частности детской комнаты, степень доношенности и состояние питания ребенка.
Установлено, что наибольший процент заболеваний пневмонии наблюдается у новорожденных с асфиксией, особенно при затянувшихся родах и родовых травмах. Нарушения мозгового кровообращения, нередко сопровождающиеся кровоизлияниями в вещество мозга, наряду с общемозговыми симптомами (судороги, возбуждение и т.п.) вызывают и значительные нарушения дыхания, что способствует возникновению гипостазов и ателектазов легких, на фоне которых легко развивается пневмония (Н.Ф. Филатов). ............