Часть полного текста документа:Почему "организм" этики отторгает эмбриональные стволовые клетки? Александра Георгиева В первые годы начавшегося века в центре внимания научной, медицинской и просто широкой общественности, безусловно, находится все, что связанно с возможностями лечения стволовыми клетками (СК). Во многих публикациях помимо раскрытия медицинских аспектов новых технологий, которые получили название клеточных регенеративных (восстановительных) технологий (КРТ), упоминается о существовании ряда этических проблем, как объективных преградах на пути развития методов лечения эмбриональными стволовыми клетками. В нашей статье мы попытаемся раскрыть содержание собственно этических проблем лечения стволовыми клетками, и предложить начать в России дискуссию о границах допустимости и возможностях применения терапии стволовыми клетками, как цивилизационного условия для принятия закона об использовании СК. Собственно этические проблемы Этика, как известно, - это система знания о человеческих взаимоотношениях. Одна из этических проблем новейших исследований в области клеточных регенеративных технологий (КРТ) - существование разногласий между учеными, политиками, юристами, философами о возможностях применения человеческих СК. Можно или нельзя применять человеческие СК для лечения болезней? Оправдано ли использование одной человеческой жизни ради другой? Правильно ли стремиться к собственному здоровью за счет разрушения другой человеческой жизни? Можно ли разрушать жизнь человеческого эмбриона для получения СК? Возникновение вопросов предполагает возможность двух основных ответов - "да" и "нет". Разные ответы и противоположные интересов порождают конфликты, сложнейшие социально-политические ситуации, этически непростые задачи. Для того чтобы выйти на уровень их решения, нам необходимо иметь представление о сути самих КРТ. Взрослый человеческий организм включает 250 типов клеток. Все это многообразие возникает из одного источника - стволовых клеток эмбриона (СК), которые в своем развитии проходят стадии тотипотентности, полипотентности, малопотентности, достигая, наконец, монопотентности, т.е. клеток-предшественниц того или иного типа клеток, например, печени и т.п. По определению Ю.М. Лопухина "стволовые клетки - это клетки, способные трансформироваться в более чем одну форму человеческих тканей". Где находятся эти клетки? Во-первых, они являют собой человеческий эмбрион на ранней стадии развития, во-вторых, они сконцентрированы в пуповинной крови, в-третьих, они находятся в костном мозге взрослого человека (стромальные СК). Каковы методы их получения? При получении СК из пуповинной крови, особенно при информированном согласии родителей, и из костного мозга пациента (так называемые аутологичные СК клетки) опять же при его информированном согласии, этических проблем практически не возникает. Вся острота этических проблем концентрируется вокруг получения СК из человеческих эмбрионов и фокусируется на методах извлечения СК из эмбрионов ранних стадий развития, связанных с его разрушением. Именно здесь встает вопрос: правомерно ли уничтожение человеческой жизни для использования продуктов ее разрушения для другой человеческой жизни? Каково соотношение целей и средств подобного действия? Можно ли благими целями (развитие науки и лечение болезней) оправдать средства их достижения (уничтожение человеческой жизни или использование продуктов ее уничтожения)? Соломонова мудрость, как вершина мудрости человеческой, предостерегает от ошибочного "...пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им" (Притч.,1,19). ............ |