Часть полного текста документа:Почти что брэнды Светлана Разумовская Русская водка может стать таким же марочным продуктом, как французский коньяк Русские пионеры брэнда В начале 90-х советские водочные марки, по сути, являвшиеся ГОСТами, были дискредитированы потоком низкокачественной продукции. Долгое время брендинг оставался исключительной прерогативой дорогого импорта. В самом массовом рыночном сегменте (30 - 40 рублей за бутылку в настоящих ценах), составляющем сейчас около трех четвертей рынка, главным критерием являлась цена, поэтому дополнительные затраты на продвижение марки только вредили бизнесу. В среднем сегменте (до 60 - 80 рублей) российский потребитель стал ориентироваться исключительно на имя производителя, и известные названия заводов типа московского "Кристалла", питерского ЛИВИЗа или иркутского "Кедра" практически заменили собой торговые марки. Но примерно к середине 90-х водочные компании как будто прорвало - все стали мечтать о брэнде. Но одними мечтами брэнд не создашь. Как известно, на двести ныне существующих заводов приходится пять тысяч наименований водки. Судя по всему, большинство производителей считают, что чем больше они будут лепить на бутылки разных названий, тем лучше. Однако "Комдив" или "Мою дорогую" вряд ли можно считать брэндами. Полноценный водочный брэнд должен воздействовать на покупателя на трех уровнях. Уровень первый, функциональный, - категория спирта, завод-производитель, качество воды. Второй уровень, эмоциональный, - уровень, помогающий покупателю идентифицировать себя с этой маркой. Это то, что брэнд говорит о человеке как о представителе определенного класса. Например, если кто-то носит костюмы "от Версаче", значит, он модный человек. Уровень третий - ценностный, который обращается к системе фундаментальных ценностей человека (любовь, успех, национальная идея и так далее. Первым, кто додумался, что и "среднему русскому" нужно продавать вместе с разбавленным спиртом пусть и хорошего производителя еще какую-нибудь рекламную идею, по-видимому, был Владимир Довгань. Его маркетинговая стратегия заключалась в гарантии качества, которая ассоциировалась у потребителя с запоминающимся и внушающим доверие лицом самого предпринимателя. Марка "Довгань" имела колоссальный успех, но стремление превратить ее в зонтичный брэнд для огромного количества самых разных товаров привело к финансовому краху. Из других попыток раскрутить российский водочный брэнд в среднем ценовом сегменте стоит отметить компанию "Смирновъ", которая сделала ставку на тягу потребителя к дореволюционным традициям. "Столовое вино № 21" от "поставщика двора Его Императорского Величества" быстро завоевало популярность. Потребитель легко переключился с "осиротевшего" "Довганя" на новую марку. Отличным маркетинговым ходом было и решение разливать водку в бутылки нестандартного объема и формы. Однако "Столовое вино № 21" так и не дотянуло до брэнда - эксплуатация национальной идеи не была подкреплена достаточным эмоциональным воздействием на аудиторию. В результате с появлением хорошо защищенной от подделок водочной марки "Гжелка" часть поклонников "Смирновки" (по некоторым оценкам, до 50 процентов) перешла на кристалловскую новинку. ............ |