Часть полного текста документа:Подготовка земской реформы 1864 года Воронин В. Е. Освобождение помещичьих крестьян в 1861 г. явилось началом великого социального переворота в России - глубокого обновления государственного и общественного строя. Упразднение многомиллионного подневольного сословия и возникновение первых гражданских начал жизни общества требовали коренного изменения прежнего порядка, основанного на сословности и всевластии бюрократии. Реальное исполнение закона 1861 г., который иногда называли "аграрной конституцией России", представлялось невозможным без преобразования администрации, полиции и суда. Эти реформы были призваны обеспечить равенство представителей всех сословий перед законом. Неизбежным следствием отмены крепостного права становился пересмотр системы управления общественным хозяйством на местах - в губерниях, уездах и городах. На смену вотчинной власти помещика пришло крестьянское общинное самоуправление, наделенное хозяйственными, административными и судебными функциями. Император Александр II высказывал намерение провести крестьянскую реформу и другие преобразования своего царствования "справедливо, безобидно и к будущему благу всех сословий, без всяких потрясений и внутренних смут". Интересы сословий и классов должны были найти отражение в деятельности местных "хозяйственно-распорядительных управлений" - будущих земств и городских дум. Ключевыми для реформ 60-70-х гг. XIX в. стали начала всесословности и бессословности, предполагавшие постепенное формирование в России начал гражданского общества. *** Существовавшая с 1785 г. система сословного местного самоуправления охватывала лишь дворянство и состоятельные слои городского общества. Она неоднократно подвергалась ревизии со стороны самодержавной власти, которая долгое время с недоверием относилась к любому проявлению общественной инициативы и самостоятельности. Ограниченные в правах и находившиеся под жесткой опекой администрации, общественные учреждения превратились в заурядные бюрократические инстанции, а формально выборные должностные лица ничем не отличались от чиновников. Устаревшие и давно ставшие фикцией органы самоуправления явно не соответствовали остроте и сложности формирующихся новых социальных отношений, на их основе не могли быть выстроены хозяйственное управление и общественный порядок. Между тем, после Крымской войны для современников стало очевидным пробуждение "новой великой силы - общественного мнения". Следствием оставления Севастополя и других неудач России в Крымской войне стало "обличение всей гнили существующей системы" (1). Резкой критике была подвергнута отечественная бюрократия. Несмотря на видимый внешний порядок, общественные деятели самых разных направлений (К.С. и И.С. Аксаковы, П.В. Долгоруков, М.Н. Катков, А.И. Кошелев, Ю.Ф. Самарин, А.М. Унковский, Б.Н. Чичерин и др.), а также ряд высокопоставленных сановников (вел. кн. Константин Николаевич, Д.Н. Блудов, П.А. Валуев, Н.А. и Д.А. Милютины, А.В. Никитенко и др.) единодушно признавали, что в делах администрации царят "хаос", "всеобщая официальная ложь" и бесконечные "злоупотребления". Выражением общего мнения стали слова П.А. Валуева - тогдашнего курляндского губернатора, сказанные осенью 1855 г.: "Сверху - блеск, внизу - гниль. ............ |