Часть полного текста документа:Подводная лодка И.Ф. Александровского 1 мая 1862 года художник-фотограф И.Ф.Александровский представил на рассмотрение Морского министерства "проект устройства подводной лодки для действий против неприятельских кораблей". 14 июня 1862 года Морской учений комитет, учитывая неудачные опыты над подводной лодкой Бауэра, не принял проект Александровского и предложил "оставить его без последствий". И.Ф.Александровский обратился со своим предложением непосредственно к великому князю генерал-адмиралу, после чего 14 июля 1862 года особым Высочайшим повелением изобретателю разрешено было строительство подводной лодки по его проекту и предоставлено право выбора частного заводчика для этого строительства. Александровскому было доверено право выступить представителем Морского министерства. Наблюдение за строительством подводной лодки в 1863 году осуществлялось генерал-майором Бурачеком, а с 1864 года контр-адмиралом Лисянским. 9 мая 1864 года между И.Ф. Александровским, которому были выделены необходимые денежные средства, и владельцами Балтийского литейного, механического и строительного завода в Чекушах (таково первое наименование широко известного ныне Балтийского судостроительного завода в Санкт-Петербурге) купцом Матвеем Карром и инженером-механиком Марком Макферсоном был заключен контракт "на изготовление железной подводной лодки по данным от г-на Александровского чертежам". В поперечном разрезе подводная лодка имела форму обращенного вершиною к верху криволинейного треугольника. Такая форма Александровским была выбрана по аналогии с формой тела рыб, кроме того, он считал, что эта форма умеряет быстроту погружения. В передней части подводной лодки размещалась водолазная камера с двумя люками. Для обеспечения верности показаний компаса носовая будка (рубка) была изготовлена из латуни (в 1867 году вследствие непрочности и течи латунную конструкцию заменили медной). Над серединой лодки был устроен кожух, над которым возвышалась небольшая рулевая башня с иллюминаторами. Погружение подводной лодки производилось приемом воды в балластные цистерны, всплытие - путем продувания балластных цистерн сжатым воздухом. Двигателем служила "духовая" (пневматическая) двухцилиндровая машина конструкции инженера Барановского, действовавшая сжатым до 60-100 атм воздухом. Последний размещался в 200 железных трубах 14-дюймового диаметра; эти же резервуары доставляли воздух и для дыхания людей и продувания балластных цистерн. Подводная лодка снабжалась особым снарядом для взрыва неприятельских кораблей. Снаряд состоял из двух чугунных ящиков, соединенных шарниром и начиненных порохом. Внутри ящика также находились пустотелые трубы, обеспечивавшие ящикам положительную плавучесть, уравновешивающуюся в подводном положении двумя гирями. Подводная лодка должна была подойти под неприятельское судно и расположиться вдаль его диаметральной плоскости, отцепить от себя снаряд, который благодаря сбросу гирь, всплывал и охватывал с двух сторон днище неприятельского корабля. Подводная лодка отходила на нужное расстояние и взрывала снаряд гальваническим током. Постройка подводной лодки должна была быть (по условиям контракта) закончена к 1 сентября 1864 г., однако, спущена на воду подводная лодка была только в 1865 г. ............ |