Часть полного текста документа:Подводная лодка "Форель" Индекс Построена в 1902-1903 гг. на верфи Ф.Круппа "Германия" в Киле по собственной инициативе в качестве "живой" рекламы для привлечения внимания германского правительства к подводным лодкам, как новому средству борьбы на море. Лодка была однокорпусная, сверху прочного корпуса размещалась небольшая рубка и надстройка с несколько приподнятой носовой оконечностью. Имела сильно развитый кормовой горизонтальный стабилизатор, носовые и кормовые горизонтальные рули. Двигателем надводного и подводного хода служил электродвигатель, работавший от аккумуляторной батареи. Снизу прочного корпуса устанавливался сбрасываемый балласт. В средней части прочного корпуса была размещена балластная цистерна. Достоинством лодки была ее транспортабельность - она могла быть помещена на железнодорожную платформу без разборки. Строительством этой экспериментальной лодки было положено начало развитию подводного кораблестроения в Германии. В переписке с Морским министерством России о заказе фирме трех боевых подводных лодок типа "Е" указывалось, что в случае получения заказа фирма подарит России свою первую экспериментальную лодку. 24 мая 1904 г. контракт на строительство трех подводных лодок типа "Е" ("Карп") был подписан и в знак признательности за столь выгодную сделку экспериментальная лодка была подарена России. 7 июня 1904 г. под наименованием "передвижной предохранительный буй" "Форель" отправили по железной дороге из Киля в Либаву, куда она прибыла 14 июня. Лодку сопровождали инженер фирмы и команда, предназначавшаяся для обучения русского экипажа. Командиром лодки был назначен лейтенант Т.А. Тиллен. Малые размеры лодки и простота ее конструкции вызвали поначалу недоверие у подводников и только после плавания 25 июня на лодке капитана 2 ранга М.Н. Беклемишева, который дал высокую оценку лодке, нашлись матросы, желающие служить на ней. В период до 5 июля лодка выходила в море для обучения экипажа, после чего была поднята на берег для установки бортовых торпедных аппаратов. 26 июля лодка произвела первые стрельбы торпедами и к 10 августа была полностью готова. 21 августа 1904 г. лодка была зачислена в списки флота под наименованием миноносец "Форель", а 25 августа по железной дороге отправлена во Владивосток, куда прибыла 29 сентября 1904 г. На приведение лодки в полную готовность после транспортировки потребовалось всего два дня. До весны 1905 г. "Форель" была единственной действующей подводной лодкой на Дальнем Востоке. Хотя ей не пришлось входить в боевое соприкосновение с противником, она, тем не менее, сыграла важную роль "психологического" оружия, поскольку японская сторона знала о появлении в составе русского флота этого нового средства борьбы на море. В ноябре 1904 г. лодка была поднята на берег и помещена в ангар, а 29 марта 1905 г. вновь была спущена на воду. В течение пяти месяцев с момента прибытия во Владивосток лодка была безоружной, поскольку не поступили заказанные Россией у завода "Шварцкопф" в Берлине 45-см торпеды. Лодка выходила в боевое патрулирование в море с подводной лодкой "Дельфин", имевшей на борту русские торпеды. В этот период командир лодки лейтенант Т.А. Тиллен давал такую оценку подводной лодке: "Считаю миноносец "Форель" одним из самых простых по устройству и, вместе с тем, одним из самых удачных типов подводной лодки". ............ |