Часть полного текста документа:Подводные лодки типа "Барс" Проект подводных лодок типа "Барс" был пятым типом подводных лодок, строившихся по проекту И.Г. Бубнова. Первоначальный вариант подводных лодок водоизмещением 650 тонн был разработан одновременно с проектом подводных лодок типа "Морж", но, из-за отсутствия средств, строительство подводных лодок по этому проекту так и не было начато. В конце марта 1912 года из-за отсутствия заказов на строительство подводных лодок И.Г. Бубнов оставил работу на Балтийском заводе. 11 апреля 1912 года Морской генеральный штаб окончательно сформулировал свои требования к "мореходным" ("большого" водоизмещения) подводным лодкам, и технические условия на проектирование были высланы двум предприятиям - Балтийскому заводу и только что созданному Судостроительному акционерному обществу "Ноблесснер". Судостроительное акционерное общество "Ноблесснер" предполагало построить новый судостроительный завод в Ревеле специально для строительства подводных лодок. Инициаторами его создания выступили директор завода Лесснера, изготавливавшего минное вооружение для подводных лодок, М.С. Плотников, поддержанный Э.Л. Нобелем, завод которого строил двигатели Дизеля, в том числе и для подводных лодок; финансовую поддержку обещал Учетно-ссудный банк. В середине 1912 года, когда были выданы технические условия на проектирование подводных лодок, известных под названием "Барс", у общества "Ноблесснер" не было даже земельного участка для строительства будущего завода. Участок вблизи Ревеля приобрели только в октябре 1912 года, строительные работы начались засыпкой прилегающей акватории и стапели для постройки подводных лодок были готовы лишь весной 1914 года. Общество "Ноблесснер" привлекло к составлению проекта И.Г. Бубнова, на Балтийском заводе проектированием руководил новый начальник отдела подводного плавания В.Т. Струнников. Естественно, проект И.Г. Бубнова был признан лучшим и заказ на 18 подводных лодок типа "Барс" по программе 1912 года по его проекту был распределен следующим образом: - общество "Ноблесснер" должно было построить двенадцать подводных лодок; в том числе восемь подводных лодок ("Тигр", "Львица", "Пантера", "Рысь", "Ягуар", "Кугуар", "Леопард", "Тур") для Балтийского моря и четыре подводных лодки ("Ерш", "Форель", "Угорь", "Язь") для Дальнего Востока. - Балтийский завод получил заказ на строительство шести подводных лодок, в том числе четыре подводные лодки для Балтийского флота ("Барс", "Гепард", "Вепрь", "Волк"), и две подводные лодки для Дальнего Востока ("Змея", "Единорог"). В 1915 году был выдан заказ на строительство шести подводных лодок этого типа для Черноморского флота. Две подводные лодки строились в отделении Балтийского завода в Николаеве ("Гагара" и "Утка") и четыре там же Обществом Николаевских заводов и верфей ("Лебедь", "Пеликан", "Буревестник", "Орлан"). Проект был очень близок к проекту подводных лодок типа "Морж" и отличался от него в основном удлинением на 3 шпации, установкой более мощных дизелей и увеличенным запасом топлива. Двигатели Дизеля мощностью 1320 л.с. были заказаны заводу Нобеля, но их создание серьезно задержалось, поэтому на большинстве подводных лодок типа "Барс" были установлены нештатные двигатели. ............ |