Часть полного текста документа:Покров Пресвятой Богородицы над Русью Перевезенцев С. В. Государственная раздробленность, характерная для русских земель в XII - начале XIII вв., конечно же, вызывала обеспокоенность у современников. Их, беспокоящихся, было не столь много, ибо в сознании людей того времени господствовали все же воззрения удельной эпохи и интересы отдельной земли, отдельного княжества, большинству были дороже и ближе, нежели интересы всей Русской земли. Уже в XII столетии появляются памятники, в которых поднимается роль одного из княжеств, как нового центра, способного возглавить Русские земли. Одним из наиболее ярких памятников подобного рода стало "Сказание о чудесах Владимирской иконы Божией Матери", написанное в 60-х годах XII в. Этот памятник примечателен тем, что в нем выражена важнейшая черта древнерусского мышления: претензии на власть обязательно должны иметь духовное, религиозное обоснование. Иначе говоря, в понимании наших предков политический центр государства обязательно должен исполнять роль и духовного, религиозного центра. Не случайно в годы феодальной раздробленности в каждом значительном стольном городе обязательно строился величественный собор, представляющий собой не только архитектурный, но и религиозно-политический центр как города, так и всего княжества. Не была случайной и борьба князей за устройство в их городах отдельных епархий, также подчеркивающих определенную политическую самостоятельность княжеств. Столь же большое значение и князья, и простые жители городов придавали своим местным святыням - иконам, святым, монастырям, другим символам святости. Ибо все эти символы опять же свидетельствовали о независимости и, в то же время, духовной значимости того или иного города в жизни Руси. Вот и сын Юрия Долгорукого, Андрей Юрьевич, прозванный позднее Боголюбским, в 1155 году, когда, поссорившись с отцом, уехал из Киева в Ростово-Суздальские земли, взял с собой чудотворную икону, хранившуюся в Вышгородском монастыре. Эта икона, доставленная в Киев из Константинополя около 1131 года, пользовалась особым авторитетом, ибо, по преданию, была написана самим святым евангелистом Лукой. Обосновавшись во Владимире, Андрей Юрьевич строит в ее честь Успенский собор, а саму икону окружает особым почитанием. Собору была выделена "десятина" "в торгах и стадах", а также села и слободы "с данями". В летописи особо подчеркнуто, что это был каменный собор, в отличие, видимо, от дубовой церкви, построенной Владимиром Мономахом в Ростове. Именно в Успенском соборе и вокруг иконы постепенно стало складываться своеобразное "летописание" Владимира и Андрея Боголюбского. Андрей Юрьевич считал эту икону и вообще Божию Матерь покровительницей своего княжества. Икона была украшена князем более чем 30 гривнами золота, серебром, драгоценными камнями и жемчугом. С тех пор эта икона получила свое имя, под которым вошла в историю - чудотворная Владимирская икона Божией Матери. Именно вокруг Владимирской иконы на Северо-Востоке Руси начинает развиваться и особый культ Пресвятой Богородицы, столь характерный для русского православного сознания. Вообще, согласно преданию, Пресвятая Богородица оказывала Свое покровительство двум доставшимся ей земным уделам - Иверии и горе Афон. ............ |