Часть полного текста документа:Политическая и правовая мысль Арабского Востока В период создания арабского государства (VII в.) возникла религиозно-политическая идеология-"ислам", что значит "предание себя богу", покорность. Последователи этой идеологии получили название муслимов (мусульман), т. е. "предавших себя богу". Ислам, впитавший в себя религиозно-политические представления ряда религий (иудаизма, христианства и др.), обосновывает идею теократии, превосходства духовной власти над светской, идею верховенства церкви. Теократизм - характернейшая черта политических идей, изложенных в коране-важнейшем источнике начального ислама. Аллах (единый бог) и его посланник, управляющий людьми по божественной воле, определяют, по корану, Положение власти и ее задачи. В угоду власть имущим коран обращается к верующим с требованием: "Повинуйтесь аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас". Коран обосновывает необходимость общественного и политического неравенства, объясняя это "божественным предопределением". Рассматривая соотношение властвующих и подвластных, коран отмечает, что божество возвышает "одних степенями над другими, чтобы одни из них брали других в услужение". Начальный ислам исходит из того, что вся светская и духовная власть принадлежит "пророку", а после его смерти-халифам (заместителям пророка). Однако, если при первых халифах верховная власть носила ярко выраженный чисто теократический характер, когда "божьим" называлось даже имущество государства, то после 945 г. действительная власть переходит к светским правителям-султанам, тогда как халифам, имамам и иным духовным владыкам оставляется лишь религиозный авторитет. Идея богоустановленности царской власти-одна из центральных в коране. "Аллах послал... Талута (Саула.-Э. Р ) царем... Аллах его избрал над вами и увеличил ему широту в знании и теле Поистине, Аллах дарует свою власть, кому пожелает". "Если бы, - говорится в другом месте корана, - не удерживание Аллахом людей друг от друга, то пришла бы в расстройство земля". Цари провозглашали себя непосредственными выразителями божественной воли. В период острой борьбы между духовной и светской властью светские правители для обоснования превосходства своей власти над духовной выдвигают идею о том, что повиновение им является религиозной обязанностью мусульман. В связи с этим Мухаммеду было приписано изречение: "Бог сдерживает большее число людей посредством султана, чем посредством корана". Это обоснование превосходства светской власти над духовной было выражением скрытые в самом коране, начальном исламе, тенденций. Ведь уже ранний ислам внушал необходимость подчинения светской власти, без которой не, может держаться религия. "Если бы,- говорится в коране,-не защита Аллахом людей одних другими, то разрушены были бы скиты, и церкви, и места молитвы, и места поклонения". Таким образом, положение ислама о необходимости повиновения властям аналогично положению христианской религии, вложенному в уста апостола -Павла:, "Нет власти не от бога". Коран, являющийся-важнейшим источником мусульманского права, обосновывает необходимость охраны частной собственности. Согласно мусульманскому праву, лица, посягающие на частную собственность, подвергаются жестоким наказаниям со стороны государства. Политическая идеология корана вполне созвучна понятию ислама. ............ |