Часть полного текста документа:Политическая культура и системный подход А.А. Куртов, М.М. Каган, Н.М. Беленко Синтетическое понятие "политическая культура" в настоящее время является объектом исследования различных наук: культурологии, политологии, социологии. "В последнее время мы все чаще встречаем, и в специальной теоретической литературе, и в публицистике, такие понятия как "политическая культура", "правовая культура", "экономическая культура"; более того, широкое хождение получило бинарное понятие "социокультурный". Все это свидетельствует о назревшей потребности наук, изучающих общество, включить культуру в сферу своих теоретических интересов, и вряд ли можно сомневаться в том, что теория культуры должна пойти им навстречу, сделав предметами специального рассмотрения не только все конкретные социокультурные образования, но и саму возможность и необходимость скрещения культуры и общества" [1]. Таким образом, политическая культура является специфической формой общекультурного процесса. Ее основная функция - обслуживание потребностей человека в социальной организации. В качестве основного инструмента эпистемеологического исследования культуры представляется системный подход, или системное мышление. Обосновывая необходимость его использования, проф. М.С. Каган пишет: "Во второй половине ХХ века во всех областях культуры приходится иметь дело с целостными, сложными и сверхсложными системами, которые оказываются доступными познанию, преобразованию, управлению, проектированию именно в своей целостности, не допуская привычного аналитического расчленения и оперирования каждой частью порознь, ибо система есть нечто большее, чем сумма составляющих ее частей" [2]. С точки зрения системного подхода политическую культуру необходимо рассматривать, как систему взаимоотношений между двумя ее ключевыми элементами: властью и обществом. Эти взаимоотношения, в сущности, являются процессом субъект-объектных отношений, в которых власть и общество поочередно выполняют функции субъекта и объекта. Такой подход, в котором основное значение приобретает именно перманентное двустороннее общение власти и общества противоречит ряду принятых определений политического процесса, трактующих политику прежде всего, как односторонний манипулятивный инструмент завоевания и удержания власти. Эта дискуссия проявляется даже на уровне определений понятия "политика", содержащихся в крупнейших западных и отечественных словарях: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: учение о способах достижения государственных целей. Толковый словарь Даля: наука государственного управленья; виды, намеренья и цели государя, немногим известные, и образ его действий при сем, нередко скрывающий первые. Словарь Вебстера: Искусство или наука государственного управления. Искусство или наука, имеющая отношение к руководству или влиянию на государственный курс. Искусство или наука, имеющае отношение к взятию или удержанию контроля над органами государственного управления Оксфордский словарь: Искусство и наука государственного управления. Публичная жизнь и дела, имеющие отношение к власти и государственному управлению. ............ |