Часть полного текста документа:Политическая мысль ОГЛАВЛЕНИЕ. 1. Политическая мысль древности и средневековья. ................................ 3 2. Политическая мысль XIX - начала XX вв. ......................................... 6 Список использованной литературы. ................................................... 21 § 1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. История политической мысли уходит в глубокую древность, поскольку политические идеи рождаются вместе с появлением государства. Первоначально они носили отрывочный характер, но уже с II и I тысячелетий до нашей эры дошли до нас крупные памятники законотворчества и такие выдающиеся сравнительно систематические произведения, посвященные политической проблематике, как "Республика" ("Государство"), "Политика" и "Законы" Платона (427-347 гг. до н. э.) и "Политика" и "Афинская политика" Аристотеля (384-322 гг. до н. э.). Само понятие "политика" берет свое начало от греч. "роlis", т.е. древнегреческий город-государство, устройство которого прежде всего исследовали крупнейшие мыслители античности. Надо учитывать, что в слово "политика" тогда вкладывалось очень широкое содержание, включавшее не только собственно политические, но и социальные, экономические, этические и иные проблемы в современном их понимании. Политика рассматривалась как знание о высшем благе и счастье государства-полиса и его граждан. Платон и Аристотель. Политические взгляды Платона и Аристотеля формировались и развивались в рамках тогда еще единой, всеохватывающей, нерасчлененной философской науки как ее составная часть и поэтому во многом носили общий, философско-религиозный характер. Само государство-полис рассматривалось как высшее воплощение разума, справедливости и права, а его наилучшие формы призваны были служить общему благу и счастью всех граждан, защите всех свободных людей. Государство и общество тогда еще не разделялись, а место и роль государства необычайно возвеличивались, ему подчинялись практически все и вся. Оно выступало как "творение природы", как реализация естественной потребности человека - существа общественного, "политического животного" - в общении и совместной деятельности, как высшая форма такого общения, а задача политического знания видилась в нахождении оптимального устройства государства. Не случайно глубокий для своего времени анализ различных государственных форм представляет собой особенно важный вклад Платона и Аристотеля в развитие политической мысли. Им принадлежит и заслуга выдвижения идеи нахождения наилучшего государственного устройства на путях создания смешанной формы правления, сочетающей преимущества разных форм государства, Для Платона идеальной формой государства выступала аристократия как правление нескольких мудрейших и старейших философов. Поскольку государство, политика должны базироваться прежде всего на началах разума, постольку во главе государства должны стоять избранные философы, обладающие подлинными знаниями и чувством заботы об общем благе и справедливости. Наиболее близким реальным примером такой формы правления была тогда аристократическая Спарта. Вместе с тем Платон говорил о неправильных, извращенных государственных формах, среди которых выделяются: тимократия - государство заслуженных воинов, составляющих второе после философов сословие в обществе; олигархия, где господствуют немногие богатые; и демократия - власть бедных, народа, земледельцев и ремесленников как третьего по рангу сословия. Платон решительно выступал против демократии как власти многих, которым недоступны ни истинное знание, ни умелое управление, ни высокая мораль. ............ |