Часть полного текста документа:Политические идеи А. Курбского. Период политической деятельности и воинской службы князя Андрея Михайловича Курбского (1528--1583) совпал с интенсификацией государственного строительства в России. Сословно- представительная монархия, сформировавшаяся в основных чертах в середине XVIв., предусматривала необходимость соборного решения всех общегосударственных дел. Князь Андрей Михайлович Курбский, принимавший активное участие в деятельности правительства (Избранной Рады), был сторонником сословного представительства в центральных и местных органах власти. Курбский традиционно считал источником власти в государстве божественную волю -- "цари и князи от Всевышнего помазуются на правление...", а цель верховной власти усматривал в справедливом и милостивом управлении державой ко благу всех ее подданных и в праведном (правосудном) разрешении всех дел. Нынешняя власть, по мнению боярина, уклонилась от выполнения задач, возложенных на нее высшей волей, поэтому он считает ее лишенной божественного покровительства, называя безбожной и беззаконной. На царском престоле оказался человек, не подготовленный к управлению государством ни образованием, ни воспитанием. Он груб, неучен и воспитан "во злострастиях и самодовольстве", такому человеку "неудобно бывает императором быта". В первую половину царствования, когда власть была ограничена мудрым Советом, управление государством осуществлялось успешно как во внешней сфере, так и во внутренних делах. При участии правительства (Избранной Рады) совместно с царем в делах государства во всем чувствовалось мудрое управление, воеводами назначались искусные и храбрые люди, в войсках учреждался порядок, верное служение отечеству щедро вознаграждалось. Напротив, нора- девшие отечеству "паразиты и тунеядцы" не только не жаловались, но и прогонялись. Такая политика подвигала "человеков на мужество... и на храбрость", "ее таков был наш царь, пони любил около себя добрых и правдусоветующих". В правопонимании Курбского ясно прослеживается представление о тождестве права и справедливости. Только справедливое может быть названо правовым, так как насилие -- источник беззакония, а не права. Здесь рассуждения Курбского во многом восходят к основным постулатам политической теории Аристотеля и особенно Цицерона. Излагая свои требования к право- творчеству, Курбский подчеркивает, что закон должен содержать реально выполнимые требования, ибо беззаконие --это не только не соблюдение, но и создание жестоких и неисполнимых законов. Такое законотворчество, по мнению Курбского, преступно. В его политико*правовых воззрениях намечаются элементы естественно-правовой концепции, с которой связаны учения о государстве и праве уже в Новое время. Представления о праве и правде, добре и справедливости воспринимаются как составные компоненты естественных законов, посредством которых божественная воля сохраняет на земле свое высшее творение -- человека. Правоприменительная практика рассмотрена Курбским, как и Пересветовым, как в судебном, так и во внесудебном ее варианте. Современное состояние суда вызывает глубокое неодобрение у Курбского. Суд совершается в государстве неправосудно и немилостиво. "А что по истине подобает и что достойно царского сана, а именно справедливый суд и защита, то давно уже исчезло" в государстве, где давно "опровергохом законы и уставы святые". ............ |