Федеральное агенство по образованию
Филиал Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Северо-западная академия государственной службы»
в г. Выборге (Ленинградская Область)
Реферат
на тему: Политические идеи П. Я. Чаадаева и их влияние на русскую общественную жизнь
Студента 3 курса дневного отделения
по специальности
«Государственное и муниципальное управление»
Измайлова Евгения Наимовича
Предмет: Политология
Преподаватель: Оськин Сергей Александрович
г. Выборг
2010
Введение
Абсолютно все философы России (точнее, Руси) задавались одним, но очень емким и глубоким вопросом – какая же роль в мировой цивилизации принадлежит России? Этот вопрос затевал нешуточные споры в элите русской философской мысли, приводил к трагическим исходам рвения молодых и неспокойных людей, ставил в тупик всю общую мировоззренческую основу России в глазах мыслящих людей всех времен существования страны как нации. Одним из таких людей был Петр Яковлевич Чаадаев.
Труды великого философа России Петра Яковлевича Чаадаева раскололи мыслительную элиту первой половины XVIII века на две стороны баррикад – западников (сторонников) и славянофилов (критиков)[1]. Две основные концепции трудов Чаадаева (а в дальнейшем и всей русской философии) – это стремление создать утопическое общество и поиск национальной неповторимости России. Петр Яковлевич называл себя религиозным мыслителем, признавая существование Высшего Разума, который проявляет себя в истории страны через Провидение. Чаадаев не отрицает христианство, но считает, что его основная идея заключается в «водворении царства божьего на Земле», причём Царство Божье — это метафора некого справедливого общества, которое уже осуществляется в западном мире (на это акцентировали основное внимание западники). Что касается национальной идентичности родной страны, то автор лишь обозначает идею яркой самобытности России. «Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, — писал он, — мы — народ исключительный». Главный смысл России — быть уроком всему остальному человечеству. Однако Чаадаев был чрезмерно далёк от шовинизма славянофилов и веры в исключительность России. Для него цивилизация – единое целое, а все дальнейшие попытки поиска самобытности — предрассудки и предубеждения, свойственные нации.
Актуальность – думаю, вопрос о самобытности России будет актуален всегда, потому что любая нация стремится к самоопределению в цивилизации, а так как этот вопрос раскрыл Чаадаев и какие силы он пробудил в философской мысли своего времени, ставит его работы в заповедное место «бриллиантов» русской философии и политической науки.
Цель – определить основные постулаты трудов Чаадаева и их дальнейшее влияние на развитие философской мысли России.
Задачи – 1) дать краткую биографию П. Я. Чаадаева и его оценку как философского мыслителя; 3) создать полную картину смысла трудов мыслителя и его резонанса в русском обществе.
Объект – выдающийся мыслитель своей современности Петр Яковлевич Чаадаев.
Предмет – основные философские трактаты философа – «Философические письма», «Апология сумасшедшего» и сборник многочисленных писем и эссе Чаадаева «Отрывки и разные мысли».
Пространственные и временные границы рассмотрения темы – Российская Империя первой половины XVIII века.
Использованные источники и литература – вышеперечисленные произведения автора, рецензии критиков того времени на них, учебники истории России XVIII века, статьи из научно-публицистических журналов и Интернет-ресурсы.
Методы изучения – анализ трудов Чаадаева, отзывов критиков и исторических фактов для выявления наиболее точной и достоверной информации для этой работы.
Структура работы – введение, 3 главы, заключение и список использованной литературы.
Глава I. ............