Часть полного текста документа:Политика в области чтения в странах Запада Сегодня одним из ключевых ресурсов для национального развития, успешной конкуренции на мировом рынке становится уровень культуры и образования населения. Именно поэтому развитые страны Запада на протяжении последних десятилетий так волнуют проблемы грамотности - функциональной (вторичной), технологической, визуальной, компьютерной, информационной и другой. Понятие грамотности сегодня год от года расширяется, включая в себя все новые составляющие. Требования к человеку в новом информационном обществе возрастают. Между тем главным звеном в этом новом подходе по-прежнему остается чтение, которое становится, по выражению американских специалистов, ключом к веку информации. Чтению придается сегодня огромное значение в большинстве западных стран. Начиная с середины века, но особенно в 80-е годы в западных странах прошел процесс осознания феномена функциональной (вторичной) неграмотности, который иногда называется "кризисом чтения". Проявление этого феномена - частичная или полная утрата значительными группами населения навыков чтения, низкий уровень восприятия прочитанного - приводит к ряду негативных социальных и экономических последствий. Поэтому проблеме чтения уделяется неослабное внимание. Раньше мы уже говорили о том, что ситуация в России во многом сходна с той ситуацией, которая была во многих западных странах, и что у нас сегодня развиваются сходные тенденции и идут сходные процессы. Именно поэтому опыт западных стран, который был наработан в два предыдущие десятилетия, имеет для нас большую ценность. В мировой практике наработан также обширный опыт по решению проблем так называемого "кризиса чтения". Этот опыт очень велик, и, хотя проблемы во многом были сходными, каждая страна решала их согласно своим задачам и возможностям. Различные меры по "защите чтения", стимуляции чтения, "терапии чтения" проводились во многих странах. В некоторых развитых странах в 1980-1990 гг. развивалось такое направление, как формирование и реализация "политики в области чтения". Не претендуя на всесторонний анализ, рассмотрим, как в разных странах Запада осуществляются подходы к осуществлению этой политики. При этом мы сделаем акцент на поддержке детского чтения. Франция В качестве примера страны, где осуществляется мощная национальная политика в области чтения, может служить Франция. Решение проблем чтения с периода 1980-1990-х гг. одной из приоритетных задач в политике Министерства культуры и с тех пор получило широкое общественное звучание. Специально созданное Управление по делам книги и чтения сформировало комплексную программу с учетом всего "пути книги" от момента создания автором и оказания ему в этом поддержки до предложения читателям. После ряда принятых мер были достигнуты большие успехи в библиотечном обслуживании населения: построены новые библиотеки, улучшено положение публичных библиотек, освоены "новые территории" для организации чтения тех жителей, которые обычно не приходят в библиотеки (прежде всего функционально неграмотных и "слабых читателей"). В 1980-1990-е гг. развивались партнерские межминистерские соглашения (между министерствами культуры, юстиции, обороны, сельского хозяйства и др.), которые позволили проводить единую политику в общей борьбе с функциональной неграмотностью, расширить возможности финансирования. ............ |