Часть полного текста документа:Политологическая мысль русской эмиграции Начало русской эмиграции относится еще к дореволюционному периоду, однако окончательно она сложилась после прихода к власти большевиков. Запад буквально захлестнул поток беженцев, которые, по выражению Ф.А.Степуна, десятками, сотнями тысяч растворялись в "торичеллиевой пустоте" отчаянного, безрадостного существования. Довершением этой трагедии явилась высылка из России в августе 1922 г. большой группы ученых, писателей, представителей культуры, заподозренных в контрреволюционной деятельности. Все они обрекались на вечное изгнание. Характеризуясь социальной разнородностью, эмиграция не отличалась и идейным единством. У каждого политического направления был свой особый рецепт "лечения" России. Так, по словам Н.Н.Алексеева, одни думали "исцелить" ее "привив к ней новейший европейский строй в демократическом стиле", другие предлагали "чисто домашние, старинные средства", вроде восстановления монархии, третьи считали, что "излечение России возможно путем возвращения к тому политическому состоянию, которое установилось со времени первой революции 1905 г. и завершилось февральским переворотом 1917 г.", т.е. к так называемой дуалистической монархии. Сам Алексеев, представлявший новое евразийское движение, отвергая "регрессивную", реставраторскую политику, предлагает "реалистическую" программу: взять за точку отправления советский государственный организм, "тщательно изучить его, посмотреть, что в нем действительно никуда не годится и в чем чувствуется дыхание жизни". Прежде всего ему импонировало то, что пришедший к власти большевизм, вопреки своим жестким декларациям о сдаче государства в архив, не только не исполнил поставленной задачи, но даже еще больше укрепил его значение, в соответствии с русскими представлениями о "правде" и "справедливости". Тем самым, на его взгляд, открывается возможность возрождения России не на политологической архаике, а на почве "свободного творчества идей, которые вовсе не призваны безусловно подражать Западу". Такой "новой идеологией, способной заменить официальный марксизм, как раз и представлялось ему евразийство. Одновременно с ним в эмиграции возникают еще два политологических течения - сменовеховство и христианский социализм. [Авторами "Вех" были Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, П.Б.Струве, А.С.Изгоев, С.Л.Франк, Б.А.Кистяковский и М.О.Гершензон. Появление этого сборника нашло отклик в самых разных кругах русского общества. В основном преобладали негативные оценки. С резкой критикой веховства неоднократно выступал В.И.Ленин: "...Речь идет о ненужном" - так характеризовал "Вехи" Л.Н.Толстой. Менее чем за год после выхода в свет первого издания появилось несколько контрвеховских сборников: "В защиту интеллигенции" (1909), "По вехам. Сборник об интеллигенции и "национальном лице" (1909), "Интеллигенция в России" (1910), "Вехи как знамение времени" (1910). Зато авторы встретили полное понимание и сочувствие со стороны православно-церковных ортодоксов (арх. Антоний Волынский)] Сменовеховство самим названием своим демонстрировало отказ от позиции старых, дореволюционных "Вех" (1909) - знаменитого сборника статей бывших "легальных марксистов", перебросившихся от радикализма к мистицизму. Отмежевываясь от трагического исхода русской революции 1905-1907 гг., веховцы призывали интеллигенцию "покаяться", т.е. ............ |