Часть полного текста документа: Понимание духовности в христианстве Проблема духовности является, на мой взгляд, очень актуальной для современной психологии, особенно для современной психологии в нашей стране, т.к. понятие духовность тесно связано и с личностным ростом и с etc. Проблему духовности можно назвать междисциплинарной т.к. понятие духовность под разным углом зрения рассматривается и в философии, и в литературоведении, и в богословии, и в психологии. В каждой из этих отраслей знания понятие духовность является частью особой, логично выстроенной специфичной для данной науки системы понятий, определяет и само определяется через другие понятия данной науки и описывает реальность, стоящую за данным понятием разноаспектно, с разных точек зрения, в различных системах связей. Продуктивным является подход, пытающийся соотнести между собой всю совокупность знаний о духовности, полученных в разных отраслях науки и понимание феномена духовности к христианской традиции, насчитывающей уже около 2000 лет и накопившей огромное количество фактов, наблюдений, размышлений о природе человека, которые почти не используются современной научной психологией. Задачей данной работы является, во-первых, дать вариант определения духовности, как она понимается в христианстве, кратко описать то общее, что имеется у современных христианских конфессий в понимании духовности и то, в чем они различны. Это исследование нельзя назвать в строгом смысле сравнительно-богословским. Скорее это грехом непослушания, сознательного отказа человека от любви и общения Бога. Результаты (плоды) этого отказа, подтверждающие совершенную некогда природу человека, приобретаются каждым членом общества в процессе социализации первородный грех передается через общество. Человек становится человеком только социализируясь, воспринимая все, накопленное культурой и осваивая входя культуру, вбирает в себя как ее неотъемлемую часть и первородный грех, в отношениях отсутствия любви, закрытость, хотя и не полную, для общения с Богом. В богословских словарях конфессиональных и межконфессиональных (к сожалению, полной православной богословской энциклопедии в настоящее время не существует) дается ряд определений духовности. Здесь возникает такая проблема, как проблема языка описания. Термин духовность есть не встречается в Библии. Понятие духовности (spirifualitas) впервые употребляется еще у ранних латинских отцов церкви, в частности у Тертуллиана как производное от слова spiritus (дух), но в более широком употреблении входит в 18 веке, когда Джиованни Скарамелли из ордена иезуитов основал аскетическое мистическое богословие как науку о духовной жизни. Современное западное богословие, достигшее своего "терминологического" расцвета в средние века, продолжает в до настоящего времени пользоваться категориальным аппаратом, созданным на основе средневековой латинской терминологии. И, таким образом, корень слова spiritalitas является ключевым для понятия "духовность". Сравнивая значения слов духовность в русском языке и spirituality в английском (а в работе из иностранных источников использовались только английские), используя современные толковые словари (Wellsters и Ожегов) можно сделать заключение о том, что объемы и значения этих понятий практически и слово spirituality можно переводить именно как духовность, т.е. ............ |