Часть полного текста документа:Министерство общего и профессионального образования РФ Ульяновский Государственный Технический Университет Кафедра Философии Реферат Понимание и объяснение Выполнил: студент гр. ЭВМд-22 Новиков Д.А. Проверил: Гильмутдинова Н.А. Ульяновск 2004 г. План Введение. Возросший интерес к проблемам понимания и объяснения 1. Понимание и объяснения как философские понятия. 1.1. Общая характеристика понятия и объяснения 1.2. Понимание как интерпретация 2. Герменевтика как учение о понимании 2.1. Вклад философов всех времен в формирование герменевтики 2.2. Проблемы герменевтики в Западной философии XX века Заключение Литература Введение. Возросший интерес к проблемам понимания и объяснения О проблемах понимания и объяснения в последнее время стали много писать и дискутировать, эта тематика привлекает специалистов по теории познания, логики и методологии различных наук, растет интерес к этой проблеме в широких кругах представителей наук о человеке, обществе, культуре: психологов и философов, искусствоведов и культурологов, историков и социалистов. Современная культура все чаще имеет дело с ситуациями, когда возникает необходимость в понимании. Как следствие усложнения социальных отношений выросло количество и изменился характер индивидуальных и массовых коммуникаций, следует указать на то, что в современных условиях часто возникают барьеры для понимания, преодоление которых требует тщательного анализа. По мнению современного российского ученого-философа Н.С. Автономовой, "в философском плане проблема понимания возникает (или, точнее, обостряется) в переломные моменты развития культуры, когда распадаются внутри культурные связки между основными, "предельными" для каждой эпохи понятиями, которые в совокупности своей определяют "фоновые ", "контекстные" знания во всех его многоликих и трудно уловимых формах и составляют основу мировоззренческих схем, канонов смыслообразования, характеризующих ту или иную эпоху" (7, стр.5) Есть основания полагать, что пониманию свойственны три основные функции: * когнитивная, или собственно познавательная; * регуляторная; * идеологическая. Понять - значит приобрести. Такое знание, которое отражает суть вещей, соединяет нечто ранее неизвестное с уже известным, превращает ранее разрозненное в систему. Под пониманием большинство философов имеют в виду специфический способ освоения и познания человеческой реальности - внутреннего мира человека, мира его культуры, продуктов его практической деятельности. Большую роль сыграл в расширении интереса к проблемам понимания "круглый стол", проведенный в 1991г. в издательстве политической литературы под девизом "Над чем работают, о чем спорят философы?" Со своими научными разработками выступали 12 ученых, все последующие годы к материалам данной дискуссии постоянно обращаются, высказывают собственные суждения, исследуют фактический материал для научного обобщения. В реферате по проблемам понимания и объяснения важна задача показать понимание как комплексную проблема теории познания, взгляд на понимание как на процесс, связанный с раскрытием более глубокого смысла продуктов духовной деятельности человека, помогает выявить философские основы духовных ценностей общества не современном этапе. Понимание и непонимание, стремление понять или, наоборот, нежелание понять - обычные явления в нашей повседневной жизни и профессиональной деятельности. ............ |