Часть полного текста документа:Понятие хеджирования и биржевой спекуляции Термин "хеджирование" (англ. heaging - ограждать) используется в банковской, биржевой и коммерческой практике для обозначения различных методов страхования валютных рисков. В западной литературе этому термину дается следующее определение: "Хеджирование - система заключения срочных контрактов и сделок, учитывающая вероятные в будущем изменения обменных валютных курсов и преследующая цель избежать неблагоприятных последствий этих изменений". В отечественной литературе термин "хеджирование" стал применяться в более широком смысле как страхование рисков от неблагоприятных изменений цен на любые товарно-материальные ценности по контрактам и коммерческим операциям, предусматривающим поставки (продажи) товаров в будущих периодах. Контракт, который служит для страховки от рисков изменения курсов (цен), носит название "хедж" (англ. hedge - изгородь, ограда). Существуют три группы инструментов, предназначенных для снижения рисков: фьючерсы/форварды, свопы и опционы. Фьючерсы, форварды, свопы и опционы входят в семью деривативных инструментов или деривативов. Слово "дериватив" происходит от английского слова derivative, в переводе означающего "производная". Они называются производными, так как цены на них зависят от изменения цен на базисные продукты. То есть, если изменяются цены на нефть, изменяются цены и на фьючерсные/форвардные (будущие цены), своповые (соотношение сегодняшних и будущих цен) и опционные (ценность права выбора действий) контракты на нефть. Теоретически деривативные контракты можно ввести на каждый продукт (зерно, золото, акции), так же как и выписать страховой полис на любое событие жизни. Это и происходит в реальности. Есть деривативы на сельскохозяйственную продукцию, валюту, индексы, результаты спортивных событий, поставки электроэнергии. Среди последних нововведений - контракты на погоду, пользователями которых являются, например, поставщики и потребители топливной нефти. Деривативы могут быть использованы для спекулятивных операций и для хеджирования. То есть один и тот же контракт будет инструментом хеджирования для покупателя - компании, занимающейся производством, и инструментом спекуляции для продавца - финансовой компании. Хозяйствующий субъект, осуществляющий хеджирование, называется "хеджер". Существуют две операции хеджирования: хеджирование на повышение и хеджирование на понижение. Хеджирование на повышение, или хеджирование покупкой, представляет собой биржевую операцию по покупке срочных контрактов или опционов. Хедж на повышение применяется в тех случаях, когда необходимо застраховаться от возможного повышения цен (курсов) в будущем. Он позволяет установить покупную цену намного раньше, чем был приобретен реальный товар. Предположим, что цена товара (курс валюты или ценных бумаг) через три месяца возрастет, а товар нужен будет именно через три месяца. Для компенсации потерь от предполагаемого роста цен необходимо купить сейчас по сегодняшней цене срочный контракт, связанный с этим товаром, и продать его через три месяца в тот момент, когда будет приобретаться товар. Поскольку цена на товар и на связанный с ним срочный контракт изменяется пропорционально в одном направлении, то купленный ранее контракт можно продать дороже почти на столько же, на сколько возрастет к этому времени цена товара. ............ |