Введение В настоящей работе предлагается рассмотреть понятие качество жизни и пути его повышения через социальную активность и самореализацию личности.
В последнее время «качество жизни» как интегральный показатель состояния человека привлекает все большее внимание исследователей. В это понятие входит также физическая, творческая, социальная, эмоциональная, сексуальная, политическая активность личности.
Проблема качества жизни активно разрабатывается в социальных науках в силу стремления к целостному пониманию и изучению человека.
Понятие «качество жизни» возникло в 60-х гг. XX в. и воспринималось первоначально не как «…научное понятие с точно фиксированным содержанием и объемом», а как «всего лишь конгломерат различных проблем, начиная со смысла жизни и счастья человека и кончая проблемой утилизации отходов и очистки больших городов».
Цель работы – рассмотрение возможностей и предпосылок повышения качества жизни путем самореализации и социальной активности человека.
В работе поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие «качество жизни»;
2. Рассмотреть социальную активность как одну из составляющих качества жизни;
3. Показать пути и возможности повышения качества жизни через социальную активность и самореализацию личности.
1. Понятие и содержание «качество жизни»
Качество жизни связывалось преимущественно с качеством окружающей среды, показателями динамики доходов населения и масштабов обретения им материальных благ, отождествлялось с понятиями стандарта жизни, уровнем жизни [3]. Сущность человека сводилась к «пяти основным потребностям» – в пище, одежде, жилье, здоровье, образовании.
Насыщение рынка товарами, рост производства и потребления и т.п. признавались основанием улучшения человеческой жизни [2, с. 167], т.е. предпочтение отдавалось количественным показателям. Однако уже в 60-е гг. признавалось, что человек еще и «существо духовное, и «диаграммы» его чувств и стремлений, рефлексии и счастья могут не совпадать с диаграммами экономического роста».
А. Тойнби утверждал, что «жизненный стандарт – это средства, а качество жизни – это цель человека». Р. Айер выделяет объективные (благосостояние, жизненный стандарт) и субъективные показатели качества жизни. Он отмечает, что это понятие обязательно должно включать все аспекты бытия, переживаемые именно индивидом, а не обществом в целом. Таким образом, с момента появления понятия «качество жизни» в нем наметилась дифференциация объективных (реально существующие условия жизни) и субъективных (отношение личности к различным аспектам жизни) показателей и выявилась возможность его использования не только в отношении сообществ людей, но и к отдельному человеку.
В 70-х гг. появляется концепция «человеческого развития» (Я. Майлз, С. Коул, Дж. Галтунг, А. Вирак и др.). По Я. Майлзу, «это процесс, включающий все стадии человеческой жизни и отражающий гармонию взаимоотношений между личностью, обществом и природой, то есть такой расцвет человеческого потенциала, который не сопровождается деградацией, порчей или разрушением общества и природы». В данная концепция акцентирует внимание на том, что «человек – в одно и то же время средство и цель мирового развития», и общественный прогресс не может оценивается только с экономических позиций.
К этому же периоду оформляется концепция «ощущаемого качества жизни», где «изучаются социально-психологические механизмы, опосредующие реальное удовлетворение потребностей людей».
В 70-е гг. ............